Салонное искусство

Салонное искусство
Салонное искусство
        нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной много- значительности произведения изобразительного искусства, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей. Термин "салонное искусство" получил распространение со второй половины XIX в. и первоначально относился к искусству, пользовавшемуся поддержкой у жюри парижского Салона, признанием в верхах общества, а также официальным одобрением со стороны властей. Вбирая различные оттенки смысла (внешняя развлекательность, поверхностная манерная эффектность исполнения, принимаемая за художественность и изысканность, светская броскость и легковесность; артистический кружок буржуа-мецената, преимущественно дилетанта; художественное начинание, преследующее прежде всего коммерческие цели, и т. д.), которые со временем (главным образом с последней трети XIX в.) получали всё более негативную окраску, термин "салонное искусство" стал означать соответствие художественной продукции невзыскательным вкусам, её зависимость от модных поветрий и подражаний.         

Претерпев эволюцию от рафинированности к общедоступности, но постоянно сохраняя в себе нечто претенциозное, псевдоутончённое и "возвышенное", салонное искусство всегда стремится как можно полнее отвечать представлениям художественно неподготовленного обывателя о прекрасном, прельщая его антихудожественной идеализацией образов или искусственной патетикой, жеманной экзальтацией чувств, убедительной "достоверностью" воспроизведения натуры либо, напротив, нарочитой деформацией предметного мира с помощью приёмов, ещё недавно казавшихся консервативной публике шокирующей новацией, но уже принимаемых ею как признаки "хорошего тона" в искусстве. Вместе с тем салонное искусство отнюдь не пассивно, а скорее даже агрессивно в своём обращении к широкому зрителю: оно старается направлять, формировать его эстетические взгляды, навязывая ему в качестве художественных эталонов некие удобопонятные, облегчённые для восприятия образцы, а вернее суррогаты искусства. С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей репродуцирования и тиражирования произведений живописи и графики салонное искусство всё более профанируется и стандартизируется, становясь в итоге составной частью "массовой культуры" XX в.         

Непременные признаки салонного искусства - эклектизм творческого метода и формальных средств, тяготение к "интригующим" эффектам, стилистическое непостоянство исполнителей при их профессиональной мастеровитости - выводят это явление за пределы какой-либо эпохи, какого-либо стиля или направления. Родившись на почве академизма XIX в. (сочетавшего упадочные тенденции позднего классицизма и позднего романтизма), получив питательную среду в натурализме и часто смыкаясь с ним, салонное искусство даёт вульгарную и в то же время претендующую на утончённость версию любого из последующих направлений изобразительного искусства.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
сало́нное иску́сство
(франц. salon, от итал. salone, sala – зал), художественное направление в изобразительном искусстве 19 – нач. 20 в., ведущее начало от больших официальных художественных выставок (Салонов), учреждённых Королевской академией живописи в Париже со второй пол. 17 в. Для салонного искусства характерна эклектика– смешение художественных стилей. Оно ориентировано на вкусы самого широкого, в том числе неискушённого в вопросах живописи зрителя, поэтому важную роль в нём играют занимательность сюжета картины, доступность её содержания, внешняя эффектность живописных приёмов, заглаженная, приятная для глаз манера письма. По словам одного из исследователей, в салонном искусстве «мало мудрости, но много мастерства».

К. Е. Маковский. «Боярский свадебный пир в 17 веке». 1883 г. Музей Хиллвуд. Вашингтон. Фрагмент
К. Е. Маковский. «Боярский свадебный пир в 17 веке». 1883 г. Музей Хиллвуд. Вашингтон. Фрагмент

 

Г. И. Семирадский. «По примеру богов». 1879 г. Национальная галерея Армении. Ереван
Г. И. Семирадский. «По примеру богов». 1879 г. Национальная галерея Армении. Ереван

 
Мастера салонного искусства обращались ко всем жанрам живописи. Мифологические и религиозные сюжеты часто использовались как повод изобразить обнажённую натуру; историческую картину любили трактовать в духе эффектной псевдоисторической костюмной мелодрамы; в бытовой картине предпочтение отдавалось анекдотическим сюжетам; в портрете неизменно присутствовала откровенная идеализация натуры. Большим успехом у публики пользовались сентиментальные, с эротическим налётом сюжеты. Салонное искусство стало одним из предшественников «массовой культуры» 20 в.
Временем расцвета салонного искусства во Франции стали 1850—70-е гг. (А. Кабанель, А. Бугро, Ф. Кормон и др.). В России выставки салонного искусства устраивались с кон. 19 в. Чрезвычайный успех на этих выставках имели произведения т. н. «русского стиля»: сцены из боярского быта 17 в., портреты девушек в кокошниках и сарафанах. Яркими представителями салонной живописи в России были Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский, Ф. А. Бронников, С. В. Бакалович, В. И. Якоби.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Салонное искусство" в других словарях:

  • САЛОННОЕ ИСКУССТВО — (от Салонов официальных художественных выставок в Квадратном салоне парижского Лувра в 1737 1848), искусство 19 20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академической доктрины (смотри Академизм) и любые входящие в моду течения …   Современная энциклопедия

  • САЛОННОЕ ИСКУССТВО — (от Салонов официальных художественных выставок во Франции устраивавшихся в 1737 1848 в квадратном салоне Лувра), искусство 19 20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академические доктрины и любые входящие в моду течения …   Большой Энциклопедический словарь

  • Салонное искусство — (от Салонов официальных художественных выставок в Квадратном салоне парижского Лувра в 1737 1848), искусство 19 20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академической доктрины (смотри Академизм) и любые входящие в моду течения.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • салонное искусство — (от Салонов  официальных художественных выставок во Франции, устраивавшихся в 1737 1848 в «Квадратном салоне» Лувра), искусство XIX XX вв., приспособляющее к обывательским вкусам академические доктрины и любые входящие в моду течения. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • САЛОННОЕ ИСКУССТВО — консерва тивное направление в художественной культуре Европы и Америки XIX начала XX в. Оно получило свое название благодаря поддержке со стороны жюри парижских салонов. Общие признаки салонного искусства (эклектизм творческого метода, эффектная… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • Салонное искусство —         синоним бессодержательности, банальности и внешней красивости в искусстве. Термин «С. и.» (чаще всего употребляемый по отношению к изобразительному искусству, реже к др. пластическим искусствам, а также к литературе и музыке) получил… …   Большая советская энциклопедия

  • Искусство Германии — Ковер. 15 в. Берлин Истоки искусства Германии берут своё начало в глубокой древности, когда германские племена пришли на земли Римской империи в эпоху крушения античного способа прои …   Википедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Чуракова, Наталья Александровна — (р. 06.03.1954) спец. по религиоведению; д р филос. наук, проф. Род. в г. Татарск Новосибирской обл. Окончила филол. ф т Самарского гос. ун та (1976). С 1977 по 1991 работала науч. сотрудником Самар. обл. художеств. музея и преподавала филос.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Франция —         (France), Французская Республика, государство в Западной Европе. Уже в эпоху позднего палеолита (около 38 33 го тысячелетия до н. э.) на территории Юго Восточной Франции (пещеры Ласко, Фон де Гом, Тюк д Одубер) были созданы замечательные… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»