Салонное искусство

Салонное искусство
        синоним бессодержательности, банальности и внешней красивости в искусстве. Термин «С. и.» (чаще всего употребляемый по отношению к изобразительному искусству, реже — к др. пластическим искусствам, а также к литературе и музыке) получил распространение со 2-й половины 19 в. и первоначально означал тип искусства, который поддерживался жюри парижского Салона, находил одобрение со стороны властей и признание у буржуазной публики. Позднее, вобрав иные негативные оттенки слова «салон», термин стал нарицательным обозначением всего того в искусстве, что рассчитано на обывательские вкусы и является спекулятивной репликой подлинных художественных ценностей. Возникнув в эпоху укрепления капитализма в большинстве стран мира, расширения круга «потребителей» искусства, С. и. всегда стремится соответствовать представлениям обывателя о прекрасном, льстя ему идеализацией образов или дразня его искусственной, часто жеманной экзальтацией чувств, привлекая «достоверностью» воспроизведения натуры, либо, напротив, манерно деформируя предметный мир ради модных поветрий, со временем признаваемых обывателем эталоном вкуса. Вместе с тем С. и. стремится и направлять, формировать художественные вкусы широкой публики, навязать массовому зрителю некий общедоступный образец, а вернее суррогат искусства. С развитием средств массовой коммуникации, расширением возможностей многократного репродуцирования, тиражирования произведений С. и. оно всё более стандартизируется, становясь в итоге составной частью «массовой культуры» (См. Массовая культура).
         Непременные внешние признаки С. и. — эклектизм творческого метода и формальных приёмов, нарочитые, «интригующие» эффекты, стилистическое непостоянство исполнителей при их обязательной профессиональной мастеровитости — выводят это понятие за пределы какой-либо эпохи, какого-либо стиля или направления. Родившись на почве Академизма (сочетавшего поздние упадочные тенденции Классицизма и Романтизма), получив питательную среду в Натурализме и часто смыкаясь с ним, С. и. даёт вульгарную и в то же время претендующую на изысканность версию любого из последующих направлений в изобразительном искусстве.
         В. А. Калмыков.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Салонное искусство" в других словарях:

  • Салонное искусство —         нарицательное обозначение внешней красивости и банальности, бессодержательности или ложной много значительности произведения изобразительного искусства, спекулятивной имитации подлинных художественных ценностей. Термин салонное искусство… …   Художественная энциклопедия

  • САЛОННОЕ ИСКУССТВО — (от Салонов официальных художественных выставок в Квадратном салоне парижского Лувра в 1737 1848), искусство 19 20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академической доктрины (смотри Академизм) и любые входящие в моду течения …   Современная энциклопедия

  • САЛОННОЕ ИСКУССТВО — (от Салонов официальных художественных выставок во Франции устраивавшихся в 1737 1848 в квадратном салоне Лувра), искусство 19 20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академические доктрины и любые входящие в моду течения …   Большой Энциклопедический словарь

  • Салонное искусство — (от Салонов официальных художественных выставок в Квадратном салоне парижского Лувра в 1737 1848), искусство 19 20 вв., приспособляющее к обывательским вкусам академической доктрины (смотри Академизм) и любые входящие в моду течения.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • салонное искусство — (от Салонов  официальных художественных выставок во Франции, устраивавшихся в 1737 1848 в «Квадратном салоне» Лувра), искусство XIX XX вв., приспособляющее к обывательским вкусам академические доктрины и любые входящие в моду течения. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • САЛОННОЕ ИСКУССТВО — консерва тивное направление в художественной культуре Европы и Америки XIX начала XX в. Оно получило свое название благодаря поддержке со стороны жюри парижских салонов. Общие признаки салонного искусства (эклектизм творческого метода, эффектная… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • Искусство Германии — Ковер. 15 в. Берлин Истоки искусства Германии берут своё начало в глубокой древности, когда германские племена пришли на земли Римской империи в эпоху крушения античного способа прои …   Википедия

  • Франция — (France)         Французская Республика (République Française).          I. Общие сведения          Ф. государство в Западной Европе. На С. территория Ф. омывается Северным морем, проливами Па де Кале и Ла Манш, на З. Бискайским заливом… …   Большая советская энциклопедия

  • Чуракова, Наталья Александровна — (р. 06.03.1954) спец. по религиоведению; д р филос. наук, проф. Род. в г. Татарск Новосибирской обл. Окончила филол. ф т Самарского гос. ун та (1976). С 1977 по 1991 работала науч. сотрудником Самар. обл. художеств. музея и преподавала филос.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Франция —         (France), Французская Республика, государство в Западной Европе. Уже в эпоху позднего палеолита (около 38 33 го тысячелетия до н. э.) на территории Юго Восточной Франции (пещеры Ласко, Фон де Гом, Тюк д Одубер) были созданы замечательные… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»