- Примитивизм
- Примитивизм
(от примитив) в изобразительном искусстве конца XIX - XX вв., сознательное, программное опрощение художественных средств и обращение к формам так называемого примитива - произведения первобытного, средневекового, народного искусства, детского творчества. Распространение примитивизма часто обусловлено стихийным неприятием художниками современной буржуазной культуры, их бегством от действительности к первозданным пластам жизни. Стремление обрести эмоциональную ясность, "чистоту" мировосприятия противостояло как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Примитивизм по-разному проявлялся в творчестве разных мастеров (П. Гогена и "наби", представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, объединения "Мост" в Германии, в России - участников группировок "Голубая роза", "Бубновый валет" и "Ослиный хвост"), нередко смыкаясь с новейшими тенденциями искусства конца XIX - XX вв. Термин "примитивизм" часто применяется и по отношению к так называемому наивному искусству, то есть творчеству мастеров, не получивших профессиональной подготовки, однако вовлечённых в общий художественный процесс конца XIX - XX вв. (произведения А. Руссо, К. Бомбуа во Франции, Н. Пиросманашвили в Грузии, И. Генералича в Хорватии, X. Пиппина и А. М. Робертсон, прозванной "бабушка Мозес", в США, и др.).
К. Бомбуа. "Ярмарочный атлет". 1930-е гг. Национальный музей современного искусства. Париж.
Литература: Goldwater R. J., Primitivism in modern art, N. Y., 1967; Jakovsky A., Naive painting, Oxf., 1979; Primitive painting, Zagreb, 1981. См. также литературу при ст. Примитив.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)примитиви́змсовокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом, 20 в.), опирающихся на архаические, «примитивные» формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или народный фольклор; намеренное опрощение изобразительных средств. Яркими представителями примитивизма были А. Руссо во Франции и художники объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» в России. Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений 20 в. – от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до «новых диких».
А. Руссо. «Муза, вдохновляющая поэта». 1909 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва
Термин «примитивизм» часто применяется также по отношению к наивному искусству.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.