Миниатюра


Миниатюра
Миниатюра
        (франц. miniature, итал. miniatura, от лат. minium - киноварь, сурик, которыми в древности расцвечивались рукописные книги), произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приёмов. Специфический вид миниатюры - живописные или графические изображения (главным образом портретные), имеющие самостоятельный характер. Разновидность миниатюры - живопись лаком, маслом или темперой на поверхности небольших лаковых изделий (см. Лаки).         

Книжная миниатюра - сделанные от руки рисунки, многоцветные иллюстрации гуашью, клеевыми, акварельными и другими красками в рукописных книгах, а также изобразительно- декоративные элементы оформления этих книг - инициалы, заставки и др. Книжные миниатюры известны уже в Древнем Египте. Они представлены рисунками пером и плоскостной живописью непрозрачными красками на папирусе (многочисленные экземпляры "Книги мёртвых" эпохи Нового царства), Позднеантичная миниатюра IV-VI вв. (на папирусных свитках и в кодексах на пергаменте) отличается реалистичными изображениями фигур и световоздушной среды ("Илиада" Гомера, около 500, библиотека Амброзиана, Милан). В некоторых памятниках византийской миниатюры вплоть до X в. сохраняются позднеантичные приёмы ("Парижская псалтырь", X в., Национальная библиотека, Париж), но в основном господствуют условность и плоскостность изображения (особенно усиливающиеся в XI-XII вв., наряду с распространением ювелирно-виртуозной манеры исполнения мелких, вплетающихся в текст рисунков), экспрессивность жестов, изысканность колорита; появляются и жизненно- непосредственные сцены ("Хлудовская псалтырь", IX в., ГИМ). Для средневековой западной миниатюры характерно существование локальных школ. В меровингском искусстве (V-VIII вв.) развивается красочный плоскостный стиль миниатюры со своеобразным орнаментом из изображений птиц и рыб ("Геласианский сакраментарий", середина VIII в., Ватиканская библиотека). Ирландские и англосаксонские рукописи VII-IX вв. украшались миниатюрами крупных размеров, в которых экспрессивные изображения евангелистов заключались в стилизованную орнамент, рамку, развороты страниц покрывались узорами плетёного орнамента ("Евангелие из Дарроу", VII в., Тринити-колледж, Дублин), укрупнённые до размеров страницы инициалы превращались в сложнейший самодовлеющий узор ("Евангелие из Келса", около 800, там же). Рукописи эпохи "Каролингского возрождения" наряду с крупноформатными миниатюрами, следующими позднеантичным образцам ("Евангелие Ады", начало IX в., Городская библиотека, Трир), украшались и динамичными, выразительными рисунками пером ("Утрехтская псалтырь", IX в., библиотека университета в Утрехте). К концу X в. западноевропейская миниатюра испытывает воздействие византийской миниатюры: её иконография обогащается сценами из Евангелия и житий святых, художественный язык становится более условным, образы святых - напряжённо-экспрессивными ("Бамбергский Апокалипсис", около 1020, Государственная библиотека, Бамберг). Плоскостные и бесплотные фигуры миниатюры романского стиля XI-XII вв. заключены в чёткие композиционные схемы. Вместе с тем в миниатюру проникают элементы народного творчества ("Моралии св. Григория Великого", между 1109-33, Муниципальная библиотека, Дижон). В миниатюре эпохи готики XIII-XV вв. усиливается стремление правдиво запечатлеть натуру. Миниатюру дополняют и комментируют текст, фигуры приобретают живость. Важная роль отводится пейзажу, интерьеру, архитектурному обрамлению сцен. Появляются крупные мастера миниатюры (А. Боневё, Жакмар д'Эден во Франции и др.). Широта и меткость наблюдений, изображение реальной конкретной среды характерны для миниатюры братьев Лимбург ("Богатейший часослов герцога Беррийского", около 1411-16, Музей Конде, Шантийи) и братьев ван Эйк. Во второй половины XV в. Ж. Фуке и С. Мармион, следуя эстетическим принципам Возрождения, применяют в миниатюре элементы линейной и воздушной перспективы, воссоздают напоённые светом и воздухом сельские и городские пейзажи Франции ("Часослов Этьена Шевалье" Ж. Фуке, 1450-55, разные музеи Европы). Одновременно быстрое распространение печатной книги способствовало вытеснению миниатюры книжной иллюстрацией.         

В XI в. в Древней Руси миниатюристы в основном следовали византийским образцам ("Остромирово евангелие", 1056-57, Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Ленинград). В XII-XV вв. наряду с миниатюрой, близкими современным им фрескам и иконам ("Евангелие Хитрово", конец XIV - начало XV вв., Библиотека СССР им В. И. Ленина, Москва), появляются живые и непосредственные рисунки на полях (новгородские рукописи XII-XV вв.). В конце XV в. в миниатюру проникают светские (главным образом исторические) сюжеты (Лицевой летописный свод, 1540-60-е гг., разные библиотеки СССР). На Украине создаётся особый ярко живописный вид миниатюры ("Пересопницкое евангелие", 1556-61, Центральная научная библиотека АН УССР, Киев). В миниатюре XVII в. часто встречаются исторические сюжеты, портреты, аллегории ("Сийское евангелие", 1693, Библиотека АН СССР, Ленинград). Создававшиеся в XVII-XIX вв. на севере России "поморские рукописи" украшались богатым, сочным орнаментом с барочными мотивами ("Евангелие", 1678, Оружейная палата, Москва).         

В средневековой Армении местные школы миниатюры известны с VI-VII вв. В целом для армянской миниатюры характерны роскошное декоративно-орнаментальное убранство, чёткие композиционные построения, насыщенный цвет. В IX-X вв. наряду с динамичными графичными, связанными с народным искусством миниатюры ("Лазаревское евангелие", 887), создавались и произведения парадно-монументальные, обильно украшенные золотом ("Эчмиадзинское Евангелие", 989; оба - в Матенадаране, Ереван). Из школ XIII-XIV вв. наиб, значительна киликийская школа. Миниатюрам её главы Тороса Рослина (вторая половины XIII в.) присущи психологическая выразительность, точный рисунок, богато разработанный орнамент. Грузинская миниатюра IX-X вв., связанная с местной традицией, отличается линейностью и яркостью расцветки ("Мцхетская псалтырь", X в.); византинизирующее направление в грузинской миниатюре придерживалось техники многослойного письма с применением золота ("Гелатское четвероевангелие", XI в.; оба произведения - в Институте рукописей АН Грузинской ССР, Тбилиси). В XVII в. иллюстрировались светские книги (особенно "Витязь в тигровой шкуре" Ш. Руставели).         

В средневековом арабском искусстве развиваются миниатюры Египта, стилистически связанные с коптским искусством, Сирии, находившиеся под сильным византийским влиянием, и Ирака, где наряду с пышными сценами придворной жизни распространены лаконичные по стилю иллюстрации к научным трактатам ("Фармакология" Диоскорида, 1222, в разных музеях мира). Иранские, афганские и азербайджанские миниатюры органически связаны со всем художественным оформлением рукописи. Богатейшие узорные композиции, лирические пейзажи, тонкий линейный ритм, изысканные цветовые сочетания определяют декоративность их образного строя (см. Гератская школа, Тебризская школа, Исфаханская школа, Среднеазиатская школа, Ширазская школа). В XVI-XVII вв. в Иране и других странах появляется миниатюра на отдельных листах. В раннесредневековой индийской миниатюре плоскостные, стилизованные изображения, чёткая каллиграфическая линия к XVI-XVII вв. сменяются стремлением к точной фиксации отдельных деталей, тщательному изображению человеческого лица при сохранении традиционной плоскостности, схематичности и декоративности. Часто встречаются героико-исторические сюжеты ("Бабур-наме", конец XVI в., МИНВ). Развиваются портретный и анималистический жанры (см. Могольская школа). Миниатюра (рисунки пером на пальмовых листьях) известна в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. У ацтеков, миштеков, майя уверенные и смелые, сочные по цвету рисунки близки к пиктографии (миштекский "Кодекс Борджа", XIV-XVI вв., Ватиканская библиотека).         

Портретная миниатюра - вид живописного (иногда резного) портрета небольшого формата (от 1,5 до 20 см) на табакерках, часах, перстнях, в медальонах и т. п. Портретные миниатюры пишутся гуашью, акварелью по пергаменту, картону, бумаге, слоновой кости, иногда маслом по металлу, керамическими красками по фарфору, а также в технике эмали. Как особый жанр живописи портретная миниатюра складывается в эпоху Возрождения и связана по стилю и технике как с книжной миниатюрой (Дж. Кловио и др. в Италии, XVI в.), так и с общим развитием реалистического искусства. Точностью и документальностью, ясностью психологических характеристик отличаются портретные миниатюры Х. Хольбейна Младшего в Германии и Англии (где работали его ученики Н. Хиллиард и А. Оливер). Во Франции XVI в. выделяются работы Ж. Фуке и эмалевые произведения Л. Лимозена. В XVII в. швейцарец Ж. Петито в технике эмали делал копии с живописных парадных портретов. Полные мужественной энергии акварельные портреты деятелей Английской революции XVII в. создал С. Купер. В XVIII в. портретная миниатюра достигает расцвета. Итальянка Р. Каррьера вводит технику живописи гуашью на пластине слоновой кости с цветным фоном. В конце XVIII - начале XIX вв. в жанре портретной миниатюры работали Ж. Б. Массе, Ж. О. Фрагонар, Ж. Б. Ж. Огюстен, Ж. Б. Изабе и др. во Франции, Р. Косуэй, Дж. Смарт, Н. Э. Плаймер в Великобритании, австрийцы М. М. Даффингер, Г. Ф. Фюгер. В России первые портретные миниатюры (главным образом. эмалевые) появились в XVIII в. (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, Д. И. Евреинов, П. Г. Жарков, с 1779 возглавивший класс миниатюрной живописи в петербургской АХ). В конце XVIII - начале XIX вв. тонкие по исполнению, одухотворённые портреты пишут Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский, А. Ритт и др. В области портретной миниатюры работали также Н. И. Аргунов, А. К. Головачевский, И. И. Теребенёв, П. О. де Росси, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов и др. Портретная миниатюра исчезает к середине XIX в. в связи с распространением дагерротипов и фотографии.



Жёны-мироносицы
Жёны-мироносицы". Миниатюра "Книги евангельских чтений Генриха II". Между 1007 - 1014. Баварская государственная библиотека. Мюнхен.



Христос и евангелисты
Христос и евангелисты". Миниатюра "Эчмиадзинского евангелия". 989. Матенадаран. Ереван.



Кемаледдин Бехзад.
Кемаледдин Бехзад. "Бахрам-Гур, нападающий на дракона". Миниатюра рукописи "Хамсе" Низами. Конец 15 в. Британский музей. Лондон.



Г. И. Скородумов. Портрет неизвестного. Миниатюра гуашью и акварелью на пергаменте. 1787. Русский музей. Ленинград.
Г. И. Скородумов. Портрет неизвестного. Миниатюра гуашью и акварелью на пергаменте. 1787. Русский музей. Ленинград.

Литература: Н. Врангель, Миниатюра в России, СПБ, 1909; А. Н. Свирин, Миниатюра Древней Армении, М.-Л., 1939; его же, Древнерусская миниатюра, М., 1950; Альбом индийских и персидских миниатюр XVI-XVIII вв., М., 1962; Персидские миниатюры XIV-XVII вв. (Альбом), М., 1968; Г. Пугаченкова, О. Галеркина, Миниатюры Средней Азии в избранных образцах. (Из советских и зарубежных собраний), М., 1979; Martin F. R., The miniature painting and painters of Persia, India and Turkey..., v. 1-2, L., 1912; Darmon J. E., Dictionnaire des peintres miniaturistes, P., 1926; Diringer D., The illuminated book, its history and production, N. Y., (1958); Foster J. J., A dictionary of painters of miniatures. (1525-1850), N. Y., (1968).
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
миниатю́ра
(от лат. minium – киноварь, сурик, краски, которыми в древности украшали инициалы рукописных книг), живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Средневековые книжные миниатюры – это иллюстрации, заставки, заглавные буквицы (инициалы), которые раскрашивали акварелью, гуашью и др. яркими водорастворимыми красками, созданными на основе натуральных красочных пигментов (Остромирово Евангелие, 1056—57).

«Рождество св. Иоанна Крестителя». Миниатюра Милано-Туринского часослова. 1413—16 гг. Муниципальный музей. Турин
«Рождество св. Иоанна Крестителя». Миниатюра Милано-Туринского часослова. 1413—16 гг. Муниципальный музей. Турин

 

В. Л. Боровиковский. «Портрет В. В. Капниста». Кон. 1790-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
В. Л. Боровиковский. «Портрет В. В. Капниста». Кон. 1790-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 
В живописи миниатюрами называют портретные изображения небольшого формата (ок. 15–20 см), исполненные гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергаменту, слоновой кости, а также масляными красками по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на металлической пластинке. Миниатюрные живописные портреты вставлялись в табакерки, часы, медальоны и броши. Портретная миниатюра появилась в эпоху Возрождения (Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. Фуке во Франции). Расцвет портретной миниатюры приходится на 18 в. (Р. Каррьера в Италии, Ж. О. Фрагонар во Франции). В России Петровской эпохи были широко распространены эмалевые миниатюры (Г. С. Мусикийский). Миниатюры с изображением императоров и императриц выполняли роль наградных царских знаков. Со второй пол. 18 в. миниатюрный портрет приобрёл камерный характер, становясь семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение (миниатюрные портреты В. Л. Боровиковского). В 1779 г. в Петербургской академии художеств был открыт класс миниатюрной живописи. В нач. 19 в. наступил расцвет акварельной портретной миниатюры (К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов). С сер. 19 в. портретная миниатюра начала вытесняться дагерротипом и фотографией.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Синонимы:

Смотреть что такое "Миниатюра" в других словарях:

  • Миниатюра — термин, заимствованный из живописи и применяемый иногда в литературоведении для обозначения небольшого по размерам драматического или лиро эпического произведения. Термин М. совершенно не определен в стилевом и жанровом плане: в драматургии напр …   Литературная энциклопедия

  • Миниатюра — из французской рукописи XV столетия. МИНИАТЮРА (французское miniature, от латинского minium киноварь, сурик), художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Миниатюра —     МИНИАТЮРА литературный термин, заимствованный из живописи. В живописи означает исполненную красками небольших размеров картинку, книжную заставку, концовку и т. п. Происходит этот термин от слова «миниум» название красной краски (киновари или …   Словарь литературных терминов

  • МИНИАТЮРА — франц. miniature, ит. miniatura, от miniatores, от minium, сурик, потому что монахи в средние века украшали свои рукописи рисунками суриком. Маленький портрет или картина. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Миниатюра — (фр. miniature, лат. minium – киноварь, сурик) – художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрой называли выполненные гуашью, акварелью и другими… …   Энциклопедия культурологии

  • МИНИАТЮРА — (франц. miniature от лат. minium киноварь, сурик),1) художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрами назывались выполненные гуашью, акварелью и др.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • миниатюра — реприза, интермедия, картина, нэцке, палех, нэцкэ, рисунок, юмореска, микроминиатюра, скетч Словарь русских синонимов. миниатюра сущ., кол во синонимов: 10 • интермедия (5) • …   Словарь синонимов

  • Миниатюра — (от ит. miniatura < лат. minium киноварь) художественное произведение малых размеров, отличающееся богатством и декоративностью форм, фактуры, орнаментальностью, тонкостью письма. Первоначально М. называли изображение, сопровождающее текст… …   Реклама и полиграфия

  • МИНИАТЮРА — и миньятюра, миниатюры, жен. (от лат. minium киноварь, сурик) (иск.). 1. Разрисованная красками прописная буква или небольшой рисунок в красках в старинной рукописи (филол.). Рукопись с миниатюрами. 2. Небольшая картина, отделка которой… …   Толковый словарь Ушакова

  • МИНИАТЮРА — МИНИАТЮРА, ы, жен. 1. Небольшой рисунок в красках в старинной рукописи, книге. 2. Небольшая картина тщательной и изящной отделки, с тонким наложением красок. Миниатюры на бумаге, на фарфоре, на кости. Акварельные миниатюры. 3. Драматическое или… …   Толковый словарь Ожегова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.