- Матисс Анри Эмиль Бенуа
- Матисс Анри Эмиль Бенуа
(Matisse) (1869-1954), французский живописец, график и скульптор. Учился в Париже - в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена, искусства арабского Востока. В 1905-07 лидер фовизма. Со второй половины 1900-х гг. использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно "Танец" и "Музыка" - оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона ("Мастерская художника", 1911, ГМИИ). В произведениях 20-х гг. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия "Одалиски"). В 30-40-х гг. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса "Танец", 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Стремясь противопоставить бурной напряжённости современной жизни вечные ценности бытия, Матисс воссоздавал в своем искусстве его праздничную сторону - мир бесконечного танца, безмятежного покоя, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, сосудов и статуэток. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск ("Красные рыбы", 1911, ГМИИ).
Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия "Темы и вариации", уголь, перо, 1941; и др.). В 40-х гг. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия "Джаз", 1944-47). К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. (рельеф "Обнажённая женская фигура со спины", бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Последняя работа Матисса - оформление интерьера (в том числе витражи) "Капеллы чёток" в Вансе близ Ниццы (1948-53). Матисс принадлежал к прогрессивным кругам французской интеллигенции, был активным борцом за мир. Яркое жизнеутверждающее творчество Матисса занимает важное место в гуманистической культуре XX в. В музеях Москвы и Ленинграда - одно из лучших в мире собраний его произведений.
А. Матисс. "Натюрморт с голубой скатертью". 1909. Эрмитаж. Ленинград.
Литература: Матисс. Сб. статей о творчестве, (пер. с франц. и нем.), М., 1956; М. В. Алпатов, Матисс, М., 1969; Матисс. Живопись. Скульптура. Графика. Письма. (Каталог произведений в музеях СССР), Л., 1969; М. В. Зубова, Графика Матисса, М., 1977; Р. Эсколье, Матисс, пер. с франц., Л., 1979; H. Matisse. Exposition du centenaire, Catalogue, P., 1970; Jacobus J., H. Matisse, L., 1973; Gowing L., Matisse, N. Y.-Toronto, 1979.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
.