Матисс

Матисс
(Matisse)
        Анри Эмиль Бенуа (31.12.1869, Ле-Като, Пикардия, — 3.11.1954, Симьез, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор. Учился в Париже — в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895—99) у Г. Моро; копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Испытал влияние Неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена, искусства арабского Востока, в известной мере — древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства; в 1911 посетил Москву). В 1905—07 лидер Фовизма. Начиная со 2-й половины 1900-х годов М. утверждает новый тип художественной выразительности, используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, то интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве «Танец» и «Музыка», оба — 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста («Мастерская художника», 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). В сдержанно-суровой манере работ М. 2-й половины 10-х годов заметно воздействие Кубизма («Урок музыки», 1916—17, Музей современного искусства, Нью-Йорк); произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия «Одалиски»). В 30—40-е годы М. как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса «Танец», 1931—32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем («Ветка сливового дерева», 1948, частное собрание, Нью-Йорк).
         Творчеству М. в целом присущ ряд общих черт. Стремясь противопоставить бурной напряжённости жизни 20 века вечные ценности бытия, он воссоздаёт его праздничную сторону — мир бесконечного танца, безмятежного покоя идиллических сцен, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, бронз, сосудов и статуэток. Цель М. — увлечь зрителя в эту сферу идеальных образов и грёз, сообщить ему чувство умиротворения или смутной, но завораживающей тревоги. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета («Красные рыбы», 1911; «Натюрморт с раковиной», 1940; обе работы — в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
         Как график, работая пером, карандашом, углем, в технике офорта, линогравюры и литографии, М. оперирует главным образом линией, тонкой, иногда прерывистой, иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон [серия «Темы и вариации», уголь, перо, 1941; иллюстрации: к «Стихам» Малларме, к «Пасифае» де Монтерлана, к «Стихам о любви» Ронсара]. В 40-е годы М. часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—47). К скульптуре М. обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Последняя работа М. — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953).
         Хотя М. не обращался к конкретным событиям современности, непосредственно не откликался на общественные потрясения эпохи, мажорное звучание его произведений, постоянно проявляющийся в них оптимизм мироощущения отводят его творчеству значительное место в ряду гуманистических ценностей 20 века. М. принадлежал к прогрессивным кругам французской интеллигенции, был активным борцом за мир, с симпатией относился к СССР. В музеях Москвы и Ленинграда — одно из лучших в мире собраний произв. художника.
        
         Соч.: Сборник статей о творчестве, [перевод с французского и немецкого], М., 1958.
        
         Лит.: Ромм А. Г., Матисс, М., 1935; Алпатов М. В., Матисс, М., 1969; Матисс. Живопись. Скульптура. Графика. Письма. [Каталог произведений в музеях СССР], Л., 1969; Fry R., Henri Matisse, N. Y., 1935; Barr A. Н., Matisse. His art and his public, N. Y., 1951; Leymarie J., Read Н., Liebermann W. S., Henri Matisse. [Catalogue of the Н. Matisse retrospective], Berk., 1966; Henri Matisse. Exposition du centenaire, P., 1970.
         В. А. Калмыков.
        А. Матисс. Илл. к «Стихам» С. Малларме. Офорт. Лозанна. 1932.
        А. Матисс. Илл. к «Стихам» С. Малларме. Офорт. Лозанна. 1932.
        А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам о любви» Ронсара. 1948.
        А. Матисс. Иллюстрация к «Стихам о любви» Ронсара. 1948.
        А. А. Матисс. Иллюстрации к «Пасифае» А. Де Монтерлана. 1944.
        А. А. Матисс. Иллюстрации к «Пасифае» А. Де Монтерлана. 1944.
        А. Матисс. Автопортрет. Государственный художественный музей. Копенгаген.
        А. Матисс. Автопортрет. Государственный художественный музей. Копенгаген.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Матисс" в других словарях:

  • Матисс А. — Матисс, Анри Фотография Карла ван Вехтена Имя при рождении: Henri Matisse Дата рождения: 31 декабря 1869 Место рождения: Ле …   Википедия

  • Матисс — (Matisse) Анри (1869 1954) Один из крупнейших французских художников авангардистов XX в. Учился в Школе изящных искусств у одного из известных символистов в живописи Г.Моро, испытал влияние импрессионистов (см.: Импрессионизм), Ван Гога, Гогена.… …   Энциклопедия культурологии

  • Матисс — Анри (Matisse, Henri) 1869, Ле Като Камбрези, Сев. Франция 1954, Ницца. Французский художник. Получив диплом юриста, работал в Сен Кантене адвокатом (1889 1891). Рисовать начал в 1890. В 1891 приехал в Париж, где учился сначала в Академии Жюлиана …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Матисс — (matisse) Анри (1869, Ле Като, Пикардия – 1954, Симьез, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор. Сын торговца зерном. Учился в Париже в Академии Жулиана (с 1891 г.) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893 г.) и в Школе …   Художественная энциклопедия

  • Матисс — Фамилия Матисс, Анри (фр. Henri Matisse; 1869 1954)  французский художник и скульптор. Матисс, Валдис (латыш. Valdis Matīss; 1944 2010)  военный деятель Латвии …   Википедия

  • Матисс А. — МАТИ́СС (Matisse) Анри (31.12.1869, Ле Като, Пикардия, –3.11.1954, Симьез, близ Ниццы), франц. живописец, график и скульптор. Учился в Париже – в академии Р. Жюлиана у A. B. Бугро, в Школе декоративных иск в (с 1893) и Школе изящных иск …   Балет. Энциклопедия

  • Матисс, Анри Эмиль Бенуа — Матисс, Анри Фотография Карла ван Вехтена Имя при рождении: Henri Matisse Дата рождения: 31 декабря 1869 Место рождения: Ле …   Википедия

  • Матисс Анри — Матисс, Анри Фотография Карла ван Вехтена Имя при рождении: Henri Matisse Дата рождения: 31 декабря 1869 Место рождения: Ле …   Википедия

  • Матисс Анри Эмиль Бенуа — Матисс, Анри Фотография Карла ван Вехтена Имя при рождении: Henri Matisse Дата рождения: 31 декабря 1869 Место рождения: Ле …   Википедия

  • Матисс Анри Эмиль Бенуа —         (Matisse) (1869 1954), французский живописец, график и скульптор. Учился в Париже в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена,… …   Художественная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»