Лубок


Лубок
Лубок
        народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Лубку свойственны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, обычно яркая раскраска), часто рассчитанных на декоративный эффект, тенденции к развёрнутому повествованию (серии лубка, лубочные книжки-картинки), нередко взаимодополняемость изображения и пояснительной надписи. Лубок, исполняемый, как правило, мастерами- ремесленниками, является видом народного творчества, но к лубку обычно относят и произведения профессиональной графики, заимствующие отдельные лубочно-фольклорные приемы. Древнейшие лубки появились в Китае и исполнялись первоначально от руки, а с VIII в. - в гравюре на дереве. Европейский лубок, исполненный в технике гравюры на дереве, известен с XV в. С XVII в. распространился лубок в технике гравюры на меди, а с XIX в. - литографии. Становление европейского лубка связано с такими видами позднесредневековой массовой изобразительной продукции, как бумажные иконки, распространявшиеся на ярмарках, в местах паломничества. Религиозные образы в лубке приобретали оттенок наглядно-нравоучительной занимательности. В годы социально-революционных движений лубок использовали как публицистическое оружие - "летучие листки" времён Реформации и Крестьянской войны в Германии 1524-26, лубок эпохи Великой французской революции 1789-94 и др.; повествуя об исторических событиях, баталиях, редких явлениях природы, лубок выполнял функции средств массовой информации. Своеобразен русский лубок XVIII в., отличающийся декоративным единством композиции и раскраски, независимостью от приёмов профессиональной графики. В XIX в. к образам лубка всё чаще обращались мастера профессионального искусства или непосредственно его имитировавшие (в России, например, А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов - авторы раскрашенных офортов, посвященных Отечественной войне 1812), или вдохновляющиеся отдельными его приёмами и темами (Ф. Гойя, О. Домье, Г. Курбе). Яркой красочностью отличается восточный лубок (китайский, индийский), первоначально нередко имевший магический смысл. Намеренное обращение к формам лубка (см. Примитивизм) проявилось в конце XIX-XX вв. в творчестве многих художников; А. Дерена, Р. Дюфи, П. Пикассо, мастеров объединения "Мост" в Германии и так далее. В советском искусстве приёмы лубка были творчески использованы В. В. Маяковским и другими для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной для иллюстрирования детских книг.




"Джунг-хой, разрубающий беса". Ксилография, раскраска. Китай. 19 в.




"Охотник медведя колет, а собаки грызут". Ксилография, раскраска. Россия. 1-я пол. 18 в.

Литература: Д. А. Ровинский, Русские народные картинки, т. 1-5 (текст), т. 1-4 (атлас), СПБ, 1881; В. М. Алексеев, Китайская народная картинка, М., 1966; (Ю. Овсянников), Лубок. (Альбом), М., 1968; О. Балдина, Русские народные картинки, М., 1972; Duchartre P.-L., Saulnier R., L'imagerie populaire, P., 1926.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
лубо́к
народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся простотой и доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Термин появился в нач. 19 в. Русское слово «лубок» происходит, возможно, от «луб» – верхний слой древесины; из него делали большие короба, в которых разносили народные картинки. Лубом называли также липу, которая служила материалом для печатных досок. Древнейшие лубки появились в Китае. В Европе народные картинки известны с 15 в., в России – с 18 в. Первые европейские и русские лубки представляли собой бумажные иконы, продававшиеся на ярмарках и в местах паломничеств.

«Яга-баба едет с коркодилом драться». Лубок. Ксилография, акварель. Нач. 18 в.
«Яга-баба едет с коркодилом драться». Лубок. Ксилография, акварель. Нач. 18 в.

 

«Шут Фарнос, Красный нос». Лубок. Ксилография, акварель. 18 в.
«Шут Фарнос, Красный нос». Лубок. Ксилография, акварель. 18 в.

 

«Кот Казанский». Лубок. Ксилография, акварель. 18 в.
«Кот Казанский». Лубок. Ксилография, акварель. 18 в.

 
Время расцвета русского лубка – 18 – нач. 19 в. Лубки создавали в основном в Москве и, возможно, на Севере и в Поволжье. Сначала народные картинки гравировали в технике ксилографии, с конца 18 в. чаще изготавливали гравюры на меди. Первые медные лубки были выполнены профессиональными гравёрами из Санкт-Петербурга – А. Ф. и И. Ф. Зубовыми, а также московскими мастерами серебряных дел из царского села Измайлово. Чёрно-белые отпечатки раскрашивали от руки яркими, «солнечными» красками – красной, оранжевой, жёлтой, которые ещё сильнее «вспыхивали» на фоне тёмно-фиолетовых и густо-зелёных. Народные картинки вносили в дом ощущение праздника, одновременно учили и забавляли. Излюбленные лубочные сюжеты – охоты, пиры, кулачные бои, прогулки с красавицами, забавы шутов и скоморохов, сказочные приключения Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича и различные «дива» (морское чудище-кит, найденное в Белом море, комета, «сильный зверь слон»). В лубках часто используется также язык иносказания, гротеска, они могут служить орудием острой политической сатиры: так, Пётр I превращается в них то в кота («Кот Казанский»), которого можно похоронить («Мыши кота погребают», кон. 17—нач. 18 в.), то в смешное страшилище – крокодила, а его супруга Екатерина I – в Бабу-ягу («Яга-баба едет с коркодилом драться», нач. 18 в.). К хлёсткому изобразительному языку народных картинок обращались профессиональные художники, создававшие патриотические листки во время Отечественной войны 1812 г. (А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв и др.). Изображение в лубках дополняется текстом, который часто представляет собой диалог персонажей в духе озорных шуток скоморохов или представлений народного площадного театра.
Образы народного искусства, запечатлённые в лубочных картинках, обогатили творчество П. А. Федотова, Л. И. Соломаткина, отчасти В. Г. Перова. На рубеже 19–20 вв. многие художники, в особенности участники художественного объединения «Бубновый валет», стремились возродить наивную прелесть лубка. В 20 в. изобразительные приёмы народной картинки были творчески использованы В. В. Маяковским и Д. С. Моором для создания плакатов и агитационных картинок, а также Т. А. Мавриной и др. иллюстраторами детских книг.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Синонимы:

Смотреть что такое "Лубок" в других словарях:

  • лубок — лубок …   Орфографический словарь-справочник

  • лубок — лыко, луб, картинка, повязка, шина, агитлубок, литература, лубочек Словарь русских синонимов. лубок сущ. • лыко • луб Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 …   Словарь синонимов

  • Лубок — Лубок. Охотник медведя колет, а собаки грызут . Гравюра на дереве. Раскраска. Россия, 1 ая пол. 18 в. ЛУБОК (народная картинка), вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЛУБОК — ЛУБОК, лубка, муж. 1. Пласт или лоскут свежего слоя древесной коры. «Из лубка кедра был сделан небольшой ящик.» Пришвин. 2. То же в качестве шины для скрепления и сращения костного перелома (мед.). Наложить лубок. Рука в лубках. 3. Липовая доска …   Толковый словарь Ушакова

  • ЛУБОК — (народная картинка) вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛУБОК — ЛУБОК, бка, муж. 1. Кусок луба (во 2 знач.). 2. Твёрдая лечебная повязка [первонач. из луба], шина (во 2 знач.). Наложить л. Рука в лубках. 3. Липовая доска, на к рой гравировалась картинка для печатания, а также простая и доходчивая, обычно с… …   Толковый словарь Ожегова

  • Лубок — (народная картинка) – вид графики, изображение с подписью, отличавшееся простотой и доступностью образов. Первоначально – вид народного творчества. Откликался на политические события; выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии… …   Энциклопедия культурологии

  • Лубок — первоначально листовое изоиздание с примитивной, рассчитанной на невзыскательный вкус картинкой и подписью. По одной версии, свое название Л. получил от липовых досок, на которых резалась гравюра для таких картинок, по другой от короба, в котором …   Издательский словарь-справочник

  • Лубок — (ЛУБОЧНАЯ КАРТИНКА, НАРОДНАЯ КАРТИНКА) 1) вид графики, картинка с подписью (часто стихотворной), отличающаяся особой простотой и доступностью образов и предназначаемая для распространения в народных массах. Первоначально разновидность народного… …   Реклама и полиграфия

  • Лубок — У этого термина существуют и другие значения, см. Лубок (значения). Лубок  вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной (фольклорной) картинкой и связывают с раскрашенным… …   Википедия

Книги

  • Лубок от Совка, Анатолий Евгеньевич Филяев. «Лубок от Совка» – это не претендующее на академичность или заумь откровенное приглашение к размышлению о религии, разуме, цивилизации и национальной идее длявыбора цивилизационного… Подробнее  Купить за 400 руб электронная книга
  • Лубок от Совка – 2. Или предложения сапиенсу для выбора, Анатолий Евгеньевич Филяев. Это продолжение размышлений автора о цели существования разума, общества, религии и национальной идее для цивилизационного выбора России… Подробнее  Купить за 6 руб электронная книга
  • Лубок, Народное творчество. «Много тому лет жил-был один мельник. Семья у него не велика – сам четверт: жена, сын маленький, да отец, старик старенький. Выходит… надо кормить четыре рта, а добытчик… Подробнее  Купить за руб электронная книга
Другие книги по запросу «Лубок» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.