Коппо ди Марковальдо


Коппо ди Марковальдо
Коппо ди Марковальдо
        (итал. Coppo di Marcovaldo; ок. 1225, Флоренция — ок. 1275, Сиена) — итальянский художник, сиенская школа.         

Коппо ди Марковальдо является одной из центральных фигур в художественном процессе второй половины XIII века, который был очень важен для становления сиенской живописной школы. Судьба этого художника весьма интересна. Архивные документы сообщают, что в 1260 году он принял участие в битве при Монтаперти на стороне флорентийских сторонников папы — гвельфов. В той битве флорентийцы потерпели поражение от сиенских гибеллинов, и Коппо ди Марковальдо попал в сиенский плен. В плену он пробыл недолго. Коппо был способным художником, и свою свободу выкупил тем, что в 1261 году написал образ Мадонны для сиенской церкви Сервите (так называемая «Мадонна дель Бордоне»). Пока Коппо томился в плену, папа римский Александр IV в отместку за поражение отлучил Сиену от церкви. Главной покровительницей своего города сиенцы считали Мадонну, и в пику папству, ради утверждения идеи, что власть небесная выше власти папской, стали изображать Мадонну в виде царицы-владычицы Сиены.         

Интересно, что Коппо ди Марковальдо стал первым художником, наделившим в своей «Мадонне дель Бордоне» сиенскую покровительницу царскими символами — орлами на мафории (платке).         

Так судьба совершила неожиданный поворот, превратив художника из противника Сиены в её сторонника, принявшего далеко не последнее участие в становлении сиенского культа Мадонны. В следующем произведении, «Мадонне с младенцем» (ок. 1265 г., церковь Сан Мартино деи Серви в Орвьето), голову Мадонны украшает корона, а царские орлы, подчеркивающие статус Мадонны как владычицы, переместились на ткань, покрывающую спинку трона; Мадонна аристократична и царственна. Этот прием вслед за Коппо стали использовать другие художники, например, Гвидо да Сиена.         

После «Мадонны дель Бордоне» вторым документально подтвержденным произведением Коппо ди Марковальдо является расписной крест, который в 1274 году он создал вместе со своим сыном, Салерно ди Коппо, для собора в Пистойе.         

В этом произведении Коппо отталкиваясь от прототипа, созданного Джунта Пизано, развивает далее пластику тела, тонкость письма и драматизм события. У Джунта Коппо ди Марковальдо заимствовал технику передачи светотени. Это оживило лики его мадонн, очеловечило их, особенно если сравнивать с работами Маргаритоне д'Ареццо, рассматривавшего лик богоматери исключительно как атрибут христианского символа.         

Кроме перечисленных работ Коппо ди Марковальдо приписывают алтарный образ «Архангел Михаил и сцены из его легенды», который сегодня считается самым ранним его произведением (1250-60гг., Сан Кашано Валь ди Пеза, Музей религиозного искусства), еще один расписной крест (после 1261 г., Сан Джиминьяно, Пинакотека), а также алтарный образ «Св. Франциск и сцены из его жизни», который ранее приписывался так наз. Мастеру Сан Франческо Барди (Флоренция, ц. Санта Кроче, капелла Барди).         

К этой группе произведений традиционно добавляют известную мозаику из форентийского баптистерия с изображением ада. Предполагают, что это произведение было создано под впечатлением от описания чистилища в «Божественной комедии» Данте.         

В византийскую живопись, которая в то время была доминирующей в искусстве всей Тосканы, и Сиены в частности, Коппо внес чувство пластической выразительности. В то время как его современник Чимабуэ апеллировал к ранневизантийскому искусству, Коппо ди Марковальдо в свой зрелый период создавал вариации на темы поздневизантийской живописи. Его длительное присутствие в Сиене было фактором положительно повлиявшим на дальнейший расцвет сиенской школы живописи.



«Архангел Михаил и сцены из его легенды» 1250-60гг. Сан Кашано Валь ди Пеза, Музей религиозного искусства.
«Архангел Михаил и сцены из его легенды» 1250-60гг. Сан Кашано Валь ди Пеза, Музей религиозного искусства.



«Мадонна с младенцем».ок. 1265 г. ц. Сан Мартино деи Серви, Орвьето.
«Мадонна с младенцем».ок. 1265 г. ц. Сан Мартино деи Серви, Орвьето.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

.

Смотреть что такое "Коппо ди Марковальдо" в других словарях:

  • Коппо ди Марковальдо — Коппо ди Марковальдо. «Мадонна с младенцем».ок. 1265 г. ц. Сан Мартино деи Серви, Орвьето. Коппо ди Марковальдо (итал.  …   Википедия

  • Марковальдо, Коппо ди — Коппо ди Марковальдо. «Мадонна с младенцем».ок. 1265 г. ц. Сан Мартино деи Серви, Орвьето. Коппо ди Марковальдо (итал. Coppo di Marcovaldo; ок. 1225, Флоренция ок. 1275, Сиена) итальянский художник. Коппо ди Марковальдо является одной из… …   Википедия

  • Гвидо да Сиена — Гвидо да Сиена. «Маэста» ок.1270 г. Палаццо Пубблико, Сиена Гвидо да Сиена (итал. Guido da Siena) итальянский художник, работавший в Сиене …   Википедия

  • Сиенская школа живописи — Диетисальви ди Спеме. «Мадонна дель вото» (Мадонна даров). 1260 67 гг. Сиена, Музей собора …   Википедия

  • Гвидо ди Грациано — Гвидо ди Грациано. «Св. Петр на троне и сцены из Евангелия» ок. 1280 г. Сиена, Пинакотека. Гвидо ди Грациано (итал.  …   Википедия

  • Ринальдо да Сиена — Ринальдо да Сиена. «Мадонна и Христос на троне» ок. 1270г. Сиена, ц. Конвенто ди Клариссе …   Википедия

  • Мастер Сан Мартино — (итал. Maestro di San Martino, работал в 1265 1290 годах в Пизе)  итальянский художник, пизанская школа …   Википедия

  • 1261 год — Годы 1257 · 1258 · 1259 · 1260 1261 1262 · 1263 · 1264 · 1265 Десятилетия 1240 е · 1250 е 1260 е 1270 е · …   Википедия

  • Архангел Михаил — У этого термина существуют и другие значения, см. Архангел Михаил (значения). Архангел Михаил (др. евр. מִיכָאֵל) …   Википедия

  • Диетисальви ди Спеме — Диетисальви ди Спеме. «Мадонна с младенцем и ангелами». ок.1262 г. Пинакотека. Сиена …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.