- Карраччи
- Карраччи
(Carracci), семья итальянских художников болонскои школы. Представители академизма. Лодовико Карраччи (1555-1619) и его двоюродные братья Агостино Карраччи (1557-1602) и Аннибале Карраччи (1560-1609), эклектично соединяя приёмы Корреджо, Микеланджело и Тинторетто и других мастеров, создали собственный стиль, явившийся реакцией на маньеризм. Основали в Болонье "Академию вступивших на правильный путь" (около 1585), сыгравшую важную роль в выработке принципов академического искусства. Изучение натуры соединяли с её идеализацией и формальным следованием приёмам мастеров Высокого Возрождения. Создали новый тип монументальной, эффектной по композиции и броской по колориту алтарной картины ("Мадонна Барджеллини" Лодовико Карраччи, 1588, Национальная пинакотека, Болонья; "Вознесение Марии" Аннибале Карраччи, 1592, церковь Санта-Мария дель Пололо, Рим). Во фресковых циклах (в Палаццо Фарнезе в Риме, Аннибале и Агостино Карраччи, 1597-1604) предвосхитили декоративные ансамбли эпохи барокко. Наиболее талантливому из братьев - Аннибале Карраччи принадлежат жанровые композиции и портреты (автопортрет, 90-е гг., ГЭ), отмеченные непосредственностью наблюдений, а также пейзажи, проникнутые ощущением величия и гармонии природы, сыгравшие большую роль в создании т. н. героического пейзажа. Творчество братьев Карраччи повлияло на сложение 2 главных направлений европейского искусства XVII в. - барокко и классицизма.
Аннибале Карраччи. "Бегство в Египет". Около 1603 - 1604. Галерея Дориа-Памфили. Рим.
Карраччи, Аннибале_An allegory of Truth and Time (1584-5), Royal Collection, London
Карраччи, Лодовико_Св. Гиацинт
Литература: Posner D., Annibale Carracci, v. 1-2, L., 1971.(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)Карра́ччи(carracci), семья итальянских художников, представителей академизма, работавших в 17 в. в Болонье. Лодовико Карраччи (1555, Болонья – 1619, там же), живописец, гравёр и скульптор, ученик П. Фонтаны. В юности совершил путешествие по Италии, изучая творчество великих мастеров эпохи Возрождения. Вернулся в Болонью с убеждением в необходимости обновления искусства и вместе со своими двоюродными братьями Аннибале (1560, Болонья – 1609, Рим) и Агостино (1557, Болонья – 1602, Парма) ок. 1585 г. основал «Академию идущих по истинному пути», послужившую образцом для всех последующих европейских художественных заведений подобного рода. Вскоре Болонская академия стала крупнейшим центром художественного образования в Италии. Главными принципами обучения в ней, в противовес маньеризму, стали непосредственное наблюдение природы, изучение античных образцов и подражание мастерам прошлого, прежде всего Микеланджело, Тициану, Рафаэлю, Корреджо и Пармиджанино. Братья сознательно стремились к эклектике в живописи, к отбору в наследии великих художников формальных приёмов, которые могли бы стать универсальными средствами передачи прекрасного для любого живописца. Они создали новый, академический тип алтарной картины, для которого характерны монументальность композиции, эффектность ракурсов и жестов, пестрота колорита («Мадонна Барджеллини» Л. Карраччи, 1588; «Причастие св. Иеронима» Аг. Карраччи, между 1591–93 гг.; «Вознесение Марии» Ан. Карраччи, 1592).
Ан. Карраччи. «Автопортрет». Ок. 1604 г. Госу дарственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Самым талантливым из братьев был Аннибале. В первых произведениях («Лавка мясника», «Бобовая похлёбка») художник не пишет с натуры реальные сцены, а создаёт вариации на темы фламандских натюрмортов с фигурами людей – «лавок» и «кухонь». Человек больше не главный герой картины, как было в эпоху Возрождения; для живописца он равен по значению всем остальным видимым вещам. В этом произведения болонского мастера неожиданно сближаются с картинами его идейного противника Караваджо. В картине «Св. Рох раздаёт милостыню больным чумой» (1595) святой похож на римского военачальника, одаряющего своих легионеров; в окружающей его толпе изображены матери семейств со своими детьми и раненые «ветераны». Сцена воспринимается как театральное действо. Главным «героем» «Автопортрета» (1590-е гг.) является не сам художник, а его живописное изображение на холсте, натянутом на подрамник. Подрамник с портретом стоит на мольберте в затемнённом пространстве мастерской; в нём, словно в зеркале, возникает усталое лицо мастера, только что завершившего свой труд. Пейзажи Аннибале Карраччи, проникнутые ощущением величия и гармонии природы, сыграли значительную роль в создании типа т. н. «героического» пейзажа. В 1597–1604 гг. Аннибале совместно с Агостино украсил галерею Палаццо Фарнезе в Риме росписями на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. Аннибале подчиняет композицию фресок особому, пульсирующему ритму. Живопись то пытается зрительно «разорвать» границы плафона, открывая небеса, то имитирует природу, скульптуру или архитектуру. Центральную композицию потолочного плафона «Триумф Вакха и Ариадны» окружают ложные гермы и кариатиды; включённые в обрамление мифологические сцены развивают тему триумфа любви.
Ан. и Аг. Карраччи. «Триумф Вакха и Ариадны». Фреска. 1597–1604 гг. Палаццо Фарнезе. Рим
Агостино был прежде всего исследователем, анализирующим формальное наследие искусства 16 в. Занимался в основном гравированием, в том числе и с целью воспроизведения работ Корреджо и венецианских художников, прежде всего П. Веронезе. Его гравюры служили образцами для копировавших их учеников Академии.
Ан. и Аг. Карраччи. Росписи потолка галереи. 1597–1604 гг. Палаццо Фарнезе. Рим
Монументально-декоративные росписи братьев Карраччи предвосхитили стиль барокко. Различные стороны творчества художников во многом предопределили два главных направления в европейском искусстве 17 в. – барокко и классицизм.(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
.