Караваджизм

Караваджизм
Караваджизм
        1) система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи XVII в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. Караваджизму свойственны демократические художественные идеалы, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль контрастов света и тени в живописно-пластическом решении картины, стремление к монументализации жанровых мотивов. Обращение к приёмам караваджизма было важной ступенью в творческом развитии многих ведущих мастеров XVII в. (П. П. Рубенс, Рембрандт), хотя в ряде случаев оно и не являлось результатом прямого воздействия искусства Караваджо и его последователей (Ф. Рибальта, Д. Веласкес, Жорж де Латур).         

2) Направление в европейской живописи XVII в., представленное последователями Караваджо. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли значение до конца XVII в., они проникли во все значительные центры и особенно сильно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя. Наиболее оригинальное и самостоятельное преломление наследие Караваджо получило в творчестве О. Борджанни, О. Джентилески, К. Сарачени, Дж. Б. Караччоло. У ряда мастеров караваджизм выразился в поверхностном заимствовании формальных приёмов и сюжетных мотивов Караваджо (работы Л. Спады, Б. Манфреди и др.). Среди последователей Караваджо вне Италии наиболее значительны: в Голландии - X. Тербрюгген, Г. Хонтхорст, Д. ван Бабюрен, во Фландрии - Т. Ромбаутс, А. Янсенс, во Франции - Ж. Валантен, в Испании - Х. Рибера, в Германии - А. Эльсхаймер. Воздействие отдельных приёмов Караваджо сказалось также в работах ряда представителей академизма (Дж. Ф. Гверчино, Г. Рени в Италии) и барокко (С. Вуз во Франции, К. Шкрета в Чехии и др.).



Х. Тербрюгген.
Х. Тербрюгген. "Игрок на лютне". Музей изящных искусств. Бордо.

Литература: Б. Р. Виппер, Проблемы реализма в итальянской живописи XVII-XVIII вв., М., 1966; С. Н. Всеволжская, Картины Караваджо и его школы в Эрмитаже, Л., 1970; Moir A., The Italian followers of Caravaggio, v. 1-2, Camb. (Mass.), 1967; Nicolson В., The international Caravaggesque movement..., Oxf., 1979.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
караваджи́зм
направление в европейской живописи, представленное последователями Караваджо, существовавшее в 1610–40-е гг. Возникло в Риме как альтернатива академизму братьев Карраччи. Для караваджизма характерны демократизм художественных идеалов, интерес к непосредственному воспроизведению натуры, драматизация изображения с помощью контрастов света и тени, стремление передать ощущение осязаемой материальности предметов, крупные планы, монументализация жанровых мотивов (сцен с гадалками, музицирующими персонажами и т. д.) и, напротив, бытовая трактовка религиозных и мифологических сюжетов.

Г. ван Хонтхорст. «Поклонение пастухов». 1622 г. Музей Вальраф-Рихарц. Кёльн
Г. ван Хонтхорст. «Поклонение пастухов». 1622 г. Музей Вальраф-Рихарц. Кёльн

 
У Караваджо не было непосредственных учеников. Среди его последователей лишь Бартоломео Манфреди и Чекко ди Караваджо были помощниками художника. После вынужденного отъезда Караваджо из Рима они продолжали развивать его новаторские приёмы. Манфреди в своём творчестве соединил интерес к жанровым композициям, свойственный раннему Караваджо, с тональной цветовой гаммой («Вакх и пьяница»). В 1620-е гг. художник стал обучать «караваджистской манере» римскую колонию живописцев, состоявшую в основном из северных мастеров. Среди них было много художников из голландского города Утрехт (Дирк ван Бабюрен, Геррит ван Хонтхорст и Ян ван Бейлерт). К утрехтским караваджистам примкнул и их земляк Хендрик Тербрюгген, который уже в 1614 г. покинул Рим и вернулся в Голландию.

Ж. де Латур. «Карточный шулер». 1620—40 гг. Лувр. Париж
Ж. де Латур. «Карточный шулер». 1620—40 гг. Лувр. Париж

 
Наиболее оригинальное преломление наследие Караваджо получило в творчестве итальянцев Джованни Бальоне, Орацио Джентилески, Орацио Борджанни, Карло Сарачени, Карло Селлито, Джованни Баттиста Караччоло, французов Симона Вуэ (ранний этап творчества), Валантена де Булоня, Никола Турне, фламандца Никола Риньери, испанца Хусепе де Риберы.
Со второй пол. 1620-х гг. караваджизм распространился по всей Европе. К так называемому второму поколению караваджистов в Италии можно отнести дочь Орацио Джентилески, Артемизию, работавшую вместе с отцом, Рутилло Манетти, Пьетро Паолини, работавшего на юге Италии голландца Маттиаса Стомера; во Франции – Клода Виньона, Жана Леклерка и одного из значительнейших мастеров 17 в. – Жоржа де Латура.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Караваджизм" в других словарях:

  • КАРАВАДЖИЗМ — КАРАВАДЖИЗМ, направление в европейской живописи 17 в., представленное последователями Караваджо (О. Джентилески в Италии, Х. Тербрюгген в Нидерландах, Х. Рибера в Испании, Ж. Валантен во Франции). Через этап караваджизма прошли П.П. Рубенс, Д.… …   Современная энциклопедия

  • КАРАВАДЖИЗМ — художественная система, характерная для начального этапа развития реалистической живописи 17 в. (монументализация обыденного мира с помощью светотеневых контрастов), созданная Караваджо и его последователями (караваджистами: О. Джентилески в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • караваджизм — художественная система, основанная на монументализации обыденного мира с помощью мощных светотеневых контрастов; создана Караваджо и его последователями (караваджистами: О. Джентилески в Италии, X. Тербрюггеном в Нидерландах, X. Риберой в… …   Энциклопедический словарь

  • Караваджизм — Караваджо «Призвание Святого Матфея» Караваджизм это стиль …   Википедия

  • Караваджизм —         1) система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 в. и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо. К. свойственны демократизм… …   Большая советская энциклопедия

  • караваджизм — каравадж изм, а …   Русский орфографический словарь

  • караваджизм — у, ч. Система художніх засобів, характерна для початкового етапу становлення реалізму в живописі Західної Європи 17 ст …   Український тлумачний словник

  • КАРАВАДЖО (Caravaggio) Микеланджело — КАРАВАДЖО (Caravaggio) (наст. фам. Меризи Merisi) Микеланджело да (1573 1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, повышенное чувство материальности,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Золотой, Юрий Константинович — Профессор кафедры всеобщей истории искусства исторического факультета (1971). Родился II марта 1923 г. в Калуге. Окончил исторический факультет МГУ в 1947 г. Доктор искусствоведения (1968), Член ученых и специализированных советов по защите… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Италия — I Италия (Italia)         Итальянская Республика (La Repubblica Italiana).          I. Общие сведения          И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»