Иконография

Иконография
Иконография
        (от греч. eikon - изображение, образ и grбpho - пишу, черчу, рисую) в изобразительном искусстве, строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические каноны, порождённые связью древнего искусства с религиозным культом и ритуалом, призваны были облегчить узнавание персонажа или сцены и согласовать принципы изображения с определённых теологической концепцией (например, иконография Богоматери, Христа, "праздников" в христианском искусстве, Будды и бодхисатв в буддийском искусстве). По мере обогащения искусства новым содержанием схемы иконографии постепенно менялись и усложнялись; в дальнейшем обмирщение искусства, развитие реализма и творчества индивидуальности художника обусловили как свободу истолкования старинных иконографических схем, так и появление новых, менее строго регламентированных.         

В искусствознании иконография (иконо- графический метод) - описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении персонажей или сюжетных сцен. Сложившийся во Франции в 1840-х гг. как средство изучения средневекового искусства, истолкования его символики, аллегорий, атрибутов, метод был использован во второй половине XIX - начале XX вв. Н. П. Кондаковым для изучения византийской традиции в древнерусском искусстве. Э. Панофский расширил границы и возможности иконографии, положив её в основу иконологического метода исследования произведения искусства, определяющего их значение и смысл в контексте данной культуры. Обращение к иконографии, сочетающееся с разносторонним исследованием социальных и эстетически-художественных аспектов искусства, является одним из условий верного понимания художественного произведения. Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица (например, А. С. Пушкина, декабристов и пр.) или сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д.

Литература: История европейского искусствознания, (кн. 2), М., 1965; Rйau L., Iconographie de L'art chrйtien, v. 1-3, P., 1955-59; Aurenhammer H., Lexikon der christlichen Ikonographie, (Bd 1), Lfg 1-6, W., 1959-67; Grabar A., Christian iconography, Princeton (N. Y.), 1968; Panofsky E., Studies in iconology, N. Y., 1972.
(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)
иконогра́фия
(от греч. eikṓ n – изображение, образ и grá phō – пишу), в изобразительном искусстве строго установленная система вариантов изображения какого-либо персонажа, события, сюжета, связанных, как правило, с религиозной тематикой. Иконографией называют и раздел искусствознания, изучающий символику и канонические сюжеты искусства. Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо исторического лица (Петра I, В. И. Ленина и др.).

«Богоматерь Донская» («Умиление»). Кон. 14 – нач. 15 в. Сергиево-Посадский музей-заповедник
«Богоматерь Донская» («Умиление»). Кон. 14 – нач. 15 в. Сергиево-Посадский музей-заповедник

 
Ещё в древних цивилизациях существовали строгие предписания для художников, сложившиеся на основе религиозных представлений. В Византии и Древней Руси были созданы специальные руководства – своды иконописных подлинников, где содержались схемы изображения персонажей и событий Священной истории. Канонические (то есть единственно верные) правила изображения иконописных образов ограничивали фантазию художника лишь тем, что ему не дозволялось придумывать какие-либо дополнения и вариации, не соответствовавшие древнему церковному преданию. В рамках единого канона в разные эпохи и в разных областях создавались иконы, различные по цветовой гамме, линейному ритму и настроению. Это позволило историкам искусства выделить различные иконописные школы.

«Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Первая треть 13 в. Ярославль. Государственная Третьяковская галерея. Москва
«Богоматерь Великая Панагия» («Ярославская Оранта»). Первая треть 13 в. Ярославль. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Самые строгие и незыблемые правила иконографии касались главных персонажей Священной истории – Христа, Богоматери, ангелов и святых. Центральным образом иконописи и монументальной живописи был Спаситель (Спас). Христа могли изображать одного или в окружении святых (в каждой местности для таких икон выбирали особенно чтимых – «избранных» святых). Образ Спасителя писали в евангельских сценах, которые включали в праздничный ряд иконостаса. Его облик соответствовал христианским преданиям: Христос представал величавым, средних лет, с длинными волосами и небольшой бородой. В любом изображении Спасителя по сторонам от его головы присутствовали буквы, обозначавшие в сокращении имя Иисус Христос, а также расчерченный крестом нимб, напоминавший о жертве, принесённой за людей. Изображения Христа могли быть оглавными (только голова), оплечными (по плечи), поясными и в полный рост. Самым распространённым в византийской и русской иконописи и монументальной живописи был тип поясного изображения Спасителя с Евангелием в руке, который называли «Христос Пантократор» (греч. Вседержитель). Фрески или мозаики с образом Пантократора обычно помещали в куполе храма (фреска купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде работы Феофана Грека, 1378). В полный рост Христа обычно писали сидящим на троне; такой иконографический тип называют «Спас на престоле» или «Спас в силах», когда он предстаёт Судиёй на Страшном суде в окружении ангелов – сил небесных. Правая рука Спасителя всегда приподнята в благословляющем жесте; сложение пальцев (перстосложение) также подчинялось строгим правилам. Было принято два варианта: в более раннем – пальцы обозначают инициалы Иисуса Христа (I, C, X), поэтому такое перстосложение называют именословным; во втором варианте три соединённых пальца обозначают Св. Троицу, два других символизируют Божественное и человеческое начала в Спасителе. Благословляющее перстосложение было также обязательным в образах священнослужителей – святителей и преподобных.

«Богоматерь Одигитрия». Кон. 14 – нач. 15 в. Новгород. Государственный исторический музей. Москва
«Богоматерь Одигитрия». Кон. 14 – нач. 15 в. Новгород. Государственный исторический музей. Москва

 
Иконографический канон в изображениях Богоматери был не так строг, и богородичные образы отличались большим многоообразием. На Руси им давали проникновенные и возвышенные названия: Богоматерь «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец» и др. Каждый вариант отличался характерными, узнаваемыми чертами. На всех изображениях Богоматери писали в сокращении греческие слова «Матерь Божия». Как и образы Спаса, они могли быть оплечными, поясными и в полный рост. Один из древнейших иконографических типов – поясной образ «Богоматери Одигитрии» (греч. Путеводительница). Поддерживая сидящего на её руке Младенца Христа, Дева Мария указывает на него другой рукой; её благоговейный молитвенный жест являет путь к Тому, кто стал Спасителем человечества, то есть путь веры, путь спасения души. Образ Одигитрии считался в Византии одним из государственных символов, олицетворением священной роли царской власти. На Руси особенно полюбили иконографический тип «Умиление». Так, не очень точно, но проникновенно, перевели греческое название «Елеуса» («Милостивая»). Богоматерь и Младенец нежно приникли друг к другу, часто они соприкасаются щеками («Богоматерь Владимирская», 12 в.). В трогательном образе нежной ласки Матери и Сына заключены глубокие символы: трепетная вера в Бога Спасителя, скорбное и кроткое осознание его жертвенного пути и безграничная любовь к человечеству, за которое эта жертва приносится. Ещё один распространённый на Руси тип изображения – «Богоматерь Знамение». Богородица изображается по пояс или в полный рост с молитвенно воздетыми руками и с образом Младенца Христа в медальоне на груди. Фигуру стоящей Богоматери Знамение называют также «Оранта» (греч. «Молящаяся»). Изображение Оранты часто помещали на стене апсиды храма (мозаика Софийского собора в Киеве, 11 в.). Собственно «Знамением» называют чаще всего поясной вариант.

А. И. Казанцев. «Царь Царем». 1690 г. Историко-художественный музей. Муром
А. И. Казанцев. «Царь Царем». 1690 г. Историко-художественный музей. Муром

 
В образах Св. Троицы языком живописи воплощается один из важнейших догматов православия – непостижимая тайна Божественного Триединства (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). В Ветхом завете повествуется о явлении Св. Троицы в облике трёх путников (ангелов) престарелой бездетной супружеской чете – Аврааму и Сарре, которые получили от них благую весть о скором рождении сына. Этот сюжет лёг в основу иконографического типа «Троица Ветхозаветная». Ещё в живописи раннехристианских катакомб и в ранневизантийских мозаиках появился сюжет «Явление трёх ангелов Аврааму»: композиция с равновеликими фигурами ангелов во фронтальных позах (этим зримо утверждалась идея единства трёх ликов Св. Троицы). В более позднее время чаще использовали композицию, в основе которой лежал треугольник (чем акцентировалась идея иерархии, соподчинения). Новым словом в осмыслении иконографии Троицы стала икона Андрея Рублёва (1420-е гг.). Отказавшись от изображения Авраама и Сарры, русский иконописец истолковал сюжет не исторически, а догматически, сделав его богословски законченным и цельным. Церковь признала изображение Рублёва каноническим, и иконописцы последующих эпох брали его за образец. В изображениях Св. Троицы запрещались указующие надписи и крестчатый нимб у Бога Сына (Иисуса Христа), так как эта икона – образ троичности единого, неразделимого Бога. Было запрещено писать Бога Отца, которого «не видел никто и никогда». Однако, вопреки запретам, его образ иногда встречается в иконографических типах «Отечество» и «Троица Новозаветная» (разрешалось писать Троицу Ветхозаветную, то есть описанное в Ветхом Завете явление Троицы в человеческом облике Аврааму и Сарре). В «Троице Новозаветной» образы наглядно персонифицировались: Бог Отец представал седобородым старцем, Бог Сын – отроком на коленях отца либо мужем средних лет с жертвенным крестом в руках, Святой Дух – белым голубем. Такая трактовка считалась неканонической и на протяжении веков подвергалась осуждению со стороны поборников догматической чистоты иконописных образов.

«Спас Нерукотворный». Вторая пол. 12 в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея. Москва
«Спас Нерукотворный». Вторая пол. 12 в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Существовали также определённые правила в изображении одежд, фона, пейзажа – того, что в иконописи называют «доличным» (в то время как «личное» – это лики и открытые части тела). Одежду полагалось изображать плоскими яркими пятнами, повторяя изгибы тела лёгкими складками. По одежде можно было узнать святых царей, воинов, монахов (преподобных), священников (святителей), пророков, мучеников, блаженных. Элементы пейзажа на иконе называют горками – земля поднимается вверх небольшими ступенчатыми или волнистыми уступами, словно стремясь приблизиться к небу. Горки похожи на лестницы и символизируют молитвенное восхождение души, неразрывную связь земного и небесного миров. Если действие, запечатлённое на иконе, происходило в городе, на её фоне писали храмы, башни и дворцы-палаты. Со временем пейзажные фоны усложнялись, и на иконах 17 в. уже писали причудливые, сказочно прекрасные города, в которых словно парящие в воздухе постройки возвышались одна над другой. Иногда в верхней части икон изображали большое покрывало («велум»), переброшенное с одного здания на другое. Это означало, что действие происходит внутри дома или скрыто от посторонних глаз.

«Отечество с избранными святыми». 16 в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея. Москва
«Отечество с избранными святыми». 16 в. Новгород. Государственная Третьяковская галерея. Москва

 
Из сюжетных икон наиболее иконографически разработанным является цикл евангельских событий («Благовещение», «Рождество Христово», «Преображение», «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Воскресение» и др.), которые на Руси называли праздниками. Детально продуманная композиция подобных икон, символика цвета и линий призваны были не столько отразить события земного пути Спасителя, сколько напомнить о важнейших истинах христианского вероучения.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Иконография" в других словарях:

  • иконография — иконография …   Орфографический словарь-справочник

  • ИКОНОГРАФИЯ — (греч. eikona икона, и grapho пишу). Описание древних памятников живописи и ваяния. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИКОНОГРАФИЯ греч., от eikona, икона, и grapho, пишу. Описание древних изваяний.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИКОНОГРАФИЯ — ИКОНОГРАФИЯ, иконографии, мн. нет, жен. (от греч. eikon образ и grapho пишу) (научн.). 1. Наука, занимающаяся изучением портретных изображений. 2. кого чего. Систематическое описание изображений какого нибудь сюжета, лица в живописи, скульптуре.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ИКОНОГРАФИЯ — (от икона и...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких либо персонажей или сюжетных сцен. Иконография связана с религиозным культом и ритуалом и помогает идентификации персонажа или сцены, а также… …   Современная энциклопедия

  • Иконография — (от икона и ...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких либо персонажей или сюжетных сцен. Иконография связана с религиозным культом и ритуалом и помогает идентификации персонажа или сцены, а также… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИКОНОГРАФИЯ — (от греч. eikon изображение образ и ...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких либо персонажей или сюжетных сцен. Иконографические системы, как правило, связаны с религиозным культом и ритуалом. В… …   Большой Энциклопедический словарь

  • иконография — коллекционирование, описание, жанр Словарь русских синонимов. иконография сущ., кол во синонимов: 3 • жанр (41) • …   Словарь синонимов

  • иконография — и, ж. iconographie. 1. Описание образов, статуй, картин, и прочее знание древних достопримечательностей, каковы суть бюсты, древния живописи и пр. Ян. 1803. Наука, занимающаяся изучением портретных изображений какого н. сюжета, лица, в живописи,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИКОНОГРАФИЯ — ИКОНОГРАФИЯ, и, жен. (спец.). 1. Описание и изучение изображений каких н. лиц в произведениях живописи, скульптуры, а также описание сюжетов. И. Пушкина. 2. собир. Совокупность таких изображений. 3. Правила, к рых должен придерживаться художник… …   Толковый словарь Ожегова

  • Иконография — (греч.) описание древних или новейших изображений,преимущественно портретных или представляющих те или другие определенныеобразы, в живописи, скульптуре, гравюре, мозаике в т. д.; напр., И.Петра Великого описание портретов этого государя; И.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»