- ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ
- ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ
-
величина, характеризующая трение внешнее. В зависимости от вида перемещения одного тела по другому различают Т. <к. скольжения и качения.Т. к. скольжения fс — отношение силы трения F к реакции N, возникающей при приложении нагрузки, прижимающей одно тело к другому, и направленной по нормали к поверхности касания: fc=F/N. В зависимости от величины тангенциальной силы (см. рис. в ст. (см. ТРЕНИЕ ВНЕШНЕЕ)) различают коэфф. неполного трения скольжения, коэфф. трения покоя и коэфф. трения скольжения. Все эти Т. к. могут изменяться в широких пределах в зависимости от шероховатости и волнистости поверхностей, хар-ра плёнок, покрывающих поверхности. Для протяжённого контакта они мало изменяются с изменением нагрузки. В зависимости от величины Т. к. скольжения пары трения делят на две группы: фрикц. материалы, имеющие большой Т. к.— обычно 0,3—0,35, редко 0,5—0,6, и антифрикционные, имеющие Т. к. без смазки 0,15—0,12, при граничной смазке 0,1 — 0,05.Сопротивление свободному качению тв. тела (напр., колеса) характеризуют Т. к. качения fк — отношением момента М сопротивления перекатыванию к норм. нагрузке: fк=M/N. Если на колесо действуют ведущий или тормозной моменты, то коэфф. сцепления y колеса с дорожным покрытием определяется равенством: y=Tx/N, где Тх — неполная сила трения скольжения, возникающая между катящимся колесом и дорогой. Коэфф. fк и y существенно зависят от природы трущихся тел, хар-ра покрывающих их плёнок и скорости качения. Обычно для металлов (сталь по стали) fк=0,001—0,002 см. При движении автомобиля со скоростью 80 км/ч Т. к. колёс по асфальту fк=0,02 см и резко возрастает с увеличением скорости. Коэфф. сцепления y на сухом асфальте доходит у автомобильных колёс до 0,8, а при наличии плёнки воды снижается до 0,2—0,1.
Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983.
- ТРЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТ
-
- величина, характеризующая трение внешнее. В зависимости от вида перемещения одного тела по другому различают Т. к. скольжения и качения.
Коэф. трения с к о л ь ж е н и я f с - отношение силы трения F к реакции N, возникающей при приложении нагрузки, прижимающей одно тело к другому и направленной по нормали к поверхности касания: В зависимости от величины тангенциальной силы (см. рис. к ст. Трение внешнее )различают коэф. неполного трения скольжения, коэф. трения покоя к коэф. трения скольжения. Все эти Т. к. могут изменяться в широких пределах в зависимости от шероховатости и волнистости поверхностей, характера плёнок, покрывающих поверхности. Для протяжённого контакта они мало изменяются с изменением нагрузки. В зависимости от величины Т. к. скольжения пары трения делят на две группы: фрикц. материалы, имеющие большой Т. к.- обычно 0,3-0,35, редко 0,5-0,6, и антифрикционные, имеющие Т. к. без смазки 0,15-0,12, при граничной смазке 0,1-0,05.
Сопротивление свободному качению твёрдого тела (напр., колеса) характеризуют коэф. трения к а ч е н и я f к - отношением момента М сопротивления перекатыванию к нормальной нагрузке: Если на колесо действуют ведущий или тормозной моменты, то коэф. сцепления y колеса с дорожным покрытием определяется равенством: -неполная сила трения скольжения, возникающая между катящимся колесом и дорогой. Коэф. существенно зависят от природы трущихся тел, характера покрывающих их плёнок и скорости качения. Обычно для металлов (сталь по стали) см. При движении автомобиля со скоростью 80 км/ч Т. к. колёс по асфальту и резко возрастает с увеличением скорости. Коэф. сцепления y на сухом асфальте доходит у автомобильных колёс до 0,8, а при наличии пленки воды снижается до 0,2-0,1.
И. В. Крагельский.
Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1988.
.