- КОМБИНАЦИОННЫЕ ТОНА
- КОМБИНАЦИОННЫЕ ТОНА
-
тона, возникающие в нелинейной акустич. системе при наличии двух или неск. синусоидальных звуковых колебаний. Частота К. т. выражается через суммы (суммовые К. т.) или разности частот первичных тонов (разностные К. т.).К. т., возникающие в слуховом аппарате человека при воздействии на него звука большой интенсивности, наз. субъективными (напр., тона Тартини). Причиной их образования явл. нелинейность процесса восприятия звука, а также нелинейность механич. системы слухового аппарата. Особое значение имеют разностные субъективные К. т., из-за к-рых более громкие звуки кажутся богаче низкими тонами.Объективными наз. К. т., образующиеся вне человеческого уха, напр. благодаря нелинейности самого источника звука или звукопроводящей среды. К. т. рассматриваются в теории муз. инструментов и при исследованиях нелинейных искажений в акустич. аппаратуре. При параметрич. излучении низкочастотного звука с острой направленностью используют разностные К. т., обусловленные нелинейностью среды.
Физический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983.
- КОМБИНАЦИОННЫЕ ТОНА
-
- тона, возникающие в нелинейной акустич. системе при наличии двух или неск. синусоидальных звуковых колебаний. Если и - частоты двух первичных синусоидальных тонов, то К. т. имеют частоты, где п и т - любые целые числа. Амплитуда К. т. представляет собой произведение амплитуд первичных тонов, и поэтому К. т. становятся заметными только при достаточно большой интенсивности звука. К. т., возникающие в слуховом аппарате человека при воздействии на него звука большой интенсивности, наз. субъективными (т. н. тона Тартини). Теория этого явления впервые была дана Гельмгольцем, к-рый объяснил появление К. т. лишь нелинейностью механич. системы слухового аппарата, а именно - барабанной перепонки. Новейшие представления о восприятии звука приводят к заключению, что сам нервный аппарат восприятия является существенно нелинейным, что, по-видимому, служит основной причиной образования субъективных К. т.
Практически наиб. значение имеет разностный субъективный тон с частотой . Наличием его можно объяснить тот факт, что звук большей интенсивности кажется более богатым низкими тонами. Разностный тон определяет также способность уха возмещать низкие тона, срезанные при передаче звука по каналам связи. Суммовой тон (частота и др. К. т. более высокого порядка являются гораздо более слабыми и часто лежат вне слышимого диапазона частот. Объективными наз. К. т., образующиеся вне человеческого уха, напр. благодаря нелинейности самого источника звука или звукопроводящей среды (см. Нелинейная акустика).
К. т. находят широкое применение при измерении частот и фаз акустических сигналов, для исследования нелинейных искажений в акустической аппаратуре, при параметрическом излучении звука (см. параметрическое возбуждение колебаний), а также имеют большое значение в теории музыкальных инструментов.
Лит.: Л э м б Г., Динамическая теория звука, пер. с англ., М., 1960.
Физическая энциклопедия. В 5-ти томах. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1988.
.