СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ –

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ –
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ –
традиция в новоевропейской этике, представители которой полностью или частично основывали мораль на моральном чувстве (или чувствах, эмоциях). Считается, что термин «моральное чувство» («moral sense») ввел в философско-этическое рассуждение в начале 18 в. Шефтсбери. Концептуальную разработку идеи морального чувства как познавательной способности предпринял его идейный преемник Хатчесон>,у которого термин «моральное чувство» становится основополагающим для обозначения познавательно-оценочной способности человека. Благодаря ей человек различает добро и зло и испытывает удовольствие от совершения или созерцания добрых деяний, как и страдание – от противоположного. К ряду последователей Шефтсбери относился и Дж.Батлер (J.Butler), который, как и Хатчесон, попытался целостно представить моральную способность человека, но, сохраняя все характеристики морального чувства, он обозначил эту способность традиционным словом «совесть», усилил акцент на ее божественном источнике и определенно более высоко оценил ее роль в нравственных решениях человека.
    Разделяя с кембриджскими платониками,а также с Р.Камберлендом взгляд на моральное познание как интуитивное по своему характеру и непосредственно опираясь на гносеологические идеи Дж.Локка (в частности, на идею рефлексии как внутреннего чувства), представители этического сентиментализма противопоставляли – в полемике с интеллектуалистами (см.
Интеллектуалистская этика>)моральное чувство разуму, понимаемому в их концепции как рассудок. Они исходили из того, что функция разума – познание (заключающееся в сравнении идей и умозаключении о фактах), сфера же морали – действия и аффекты людей, где разум бессилен. Развивая такую аргументацию, Юм указывал на различие между суждением и действием: первое, в отличие от второго, может быть истинным или неистинным; безнравственность действия не определяется тем, что оно вызвало неадекватные или ложные впечатления, – оно таково само по себе. По другому основанию моральное чувство и разум различались т.о., что первое рассматривалось как целеполагающая, а второй – как «средствоопределяющая» способность. Моральное чувство трансформируется в поступки посредством эмоций-мотивов – благожелательности (или симпатии) и себялюбия. Особое место учения о благожелательности в этическом сентиментализме было обусловлено полемикой с этикой эгоизма Гоббса и Мандевиля.
    К этическим сентименталистам обычно относят и А.Смита. Он не уделял столь значительного внимания гносеологической проблематике нравственности, однако его этика охватывает анализ побудительных оснований поведения, в качестве каковых он выделял различные эмоции – «нравственные чувства» («moral sentiments»), и в этом он, несомненно, развивал идеи именно этического сентиментализма. В эстетике к этой традиции был близок Г.Хоум (H.Home). У Ж.-Б.Робине аналогия морального чувства с внешними чувствами-ощущениями носила явно сенсуалистически-материалистистический характер: моральное чувство трактовалось как особый телесный орган. Идеи этического сентиментализма в довольно эклектичной форме были восприняты популярным в свое время голландским философом Ф.Гемстергейсом (F. Hemsterhuis), их влияние по-разному прослеживается в философии Ж.Ж.Руссо и Дж.С.Милля; последний, критикуя в целом интуитивизм в этике, признавал значительную роль чувств в морали и отрицал дискурсивный характер морального познания (см. «Утилитаризм»>).
    В России мотивы этического сентиментализма можно проследить в творчестве А.А.Мушникова (в частности, в труде «Основные понятия о нравственности, праве и общежитии», 1894).
    Особую роль в философской критике этического сентиментализма сыграл Кант, который в работах критического периода постоянно подчеркивал субъективный, неуниверсализуемый характер морального чувства. Историческая заслуга этического сентиментализма состояла в обосновании морали как определенности сознания, не обусловленной правилами, но обусловливающей правила. От моральной гносеологии этического сентиментализма идет прямая линия к априоризму Канта. Особая роль этических сентименталистов, в частности Шефтсбери, Хатчесона, Батлера, признается современными исследователями – сторониками этики заботы.
    Литература:
    
Кожевников В.А. Философия чувства и веры, ч. I. M., 1897;
    Bonar J. Moral Sense. L., 1930;
    Rafael D.D. The Moral Sense. L., 1947.
    P.Г.Апресян
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ –" в других словарях:

  • СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ — традиция в новоевропейской этике, представители которой полностью или частично основывали мораль на моральном чувстве (чувствах, эмоциях). Термин «моральное чувство» («moral sense») ввел в философско этическое рассуждение в нач. 18 в . А.Э.К.… …   Философская энциклопедия

  • Апресян, Рубен Грантович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Апресян. Рубен Грантович Апресян Дата рождения: 30 декабря 1953(1953 12 30) (58 лет) Место рождения: Москва Научная сфера: этика …   Википедия

  • ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… …   Философская энциклопедия

  • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

  • романтизм — а; м. [франц. romantisme] 1. Направление в литературе и искусстве конца 18 первой половины 19 в., боровшееся с канонами классицизма, стремившееся в национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и свободных чувств, не …   Энциклопедический словарь

  • Этика —     практическая философская наука о морали (нравственности). Понятие этический , от которого происходит Э., образовано Аристотелем на основе слова этос . По аналогии с термином этический и для его точного перевода Цицероном было образовано слово …   Педагогический терминологический словарь

  • Апресян, Рубен Грантович — (р. 30.12.1953) спец. по этике; д р филос. наук, ст. н. с. Окончил филос. ф т МГУ (1976). Преподавал этику в МГУ (1980 1987), с 1987 ст. н. с. ИФ АН СССР (РАН), с 1994 зав. лабораторией (сектором) этики этого ин та. Преподавал в Росс. открытом ун …   Большая биографическая энциклопедия

  • АПРЕСЯН Рубен Грантович — (р. 1953) специалист в области моральной философии и нормативной этики. Окончил филос. факультет МГУ (1976), аспирантуру МГУ (1979). Преподавал в МГУ. С 1987 работает в Ин те философии АН СССР (с 1992 РАН). Доктор филос. наук (1993), проф. (2000) …   Философская энциклопедия

  • РОМАНТИЗМ — стиль творчества и мышления, широко распространившийся в пер. пол. 19 в. и остающийся одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей нашего времени. Основные представители Р.: Германия Иовалис, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шлегель, Ф.… …   Философская энциклопедия

  • Руссо, Жан-Жак — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Руссо. Жан Жак Руссо …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»