- ПРАКСЕОЛОГИЯ
- ПРАКСЕОЛОГИЯ
-
(от греч. praktis — практика) — теория эффективной организации деятельности. Термин «П.» впервые был употреблен Л. Бурдье (1882), но введен в оборот А. Эспинасом (1923) и воспринят Е. Слуцким (1926) и Т. Котарбиньским, который впоследствии обобщил свои взгляды на П. в кн. «Принципы хорошей работы» (1946) и «Трактат о хорошей работе» (1955). Благодаря Котарбиньскому термин «П.» и идеи П. были институционализированы в качестве направления теоретических и прикладных исследований. Появление П. было в русле исследовательских ожиданий и поисков начала века, нашедших также выражение в разработке А.А. Богдановым с 1910-х гг. идеи тектологии как теории универсальной организационной науки («Всеобщая организационная наука (тектология)», т. 1—3, 1913—1917).
Задачами П., по Котарбиньскому, являются анализ техники и аналитическое описание элементов и форм рациональной деятельности, создание «грамматики действия» в порядке выработки наиболее общих норм максимальной целесообразности действий (см. ПОЛЬЗА ), в частности, в виде системы общетехнических рекомендаций и предостережений применительно к профессиональной индивидуальной и коллективной деятельности (работы).
Обобщения и выводы П. привлекаются в этике в связи с анализом поступка, морального выбора, принятия решения, нормативно-ценностных аспектов сотрудничества и взаимодействия вообще (М. Бунге). В прикладном плане проблематика П. востребована в исследованиях по хозяйственной этике. Праксеологические идеи и проблемы разрабатывались в утилитаризме, прагматизме, теории организации (А. Гастев, Г. Форд, А. Файоль), общей теории действия (Т. Пар-сонс), экономической теории (Л. фон Мизес). С 1962 в Польше издается основанный Котарбиньским жур. «Praxeologia» (до 1966 — «Praxeological Notes»).
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- ПРАКСЕОЛОГИЯ
-
ПРАКСЕОЛОГИЯ (от греч. πράκσις — практика) — теория эффективной организации деятельности'. Термин впервые употреблен Л. Бурдье (1882), но введен в оборот А. Эспйнасом (1923), Е. Слуцким (1926) и Т. Котарбиньским, который впоследствии обобщил свои взгляды на праксеологию в книгах “Принципы хорошей работы” (1946) и “Трактат о хорошей работе” (1955). Благодаря Котарбиньскому идеи праксеологии были институционализированы в качестве направления теоретических и прикладных исследований. Появление праксеологии лежало в русле исследовательских ожиданий и поисков начала 20 в., нашедших также еыражение в разработке А. А Богдановым с 1910-х гг. идеи тектологии как теории универсальной организационной науки (Всеобщая организационная наука (тектология), т. 1—3, 1913—1917).Задачей праксеологии, по Котарбиньскому, является аналитическое описание техники, элементов и форм рациональной деятельности, создание “грамматики действия” в порядке выработки наиболее общих норм максимальной целесообразности действий (см. Польза), в частности в виде системы обще технических рекомендаций и предостережений применитель но к профессиональной индивидуальной и коллективной де ятельности (работе).Обобщения и выводы праксеологии привлекаются в этике в связи с анализом поступка, выбора морального, принятия решения, нормативно-ценностных аспектов сотрудничества и взаимодействия вообще (М. Бунте). В прикладном плане проблематика праксеологии оказывается востребованной в исследованиях по хозяйственной этике (см. Предпринимательская этика). Праксеологическйе идеи и проблемы разрабатывались в утилитаризме, прагматизме, теории организации (А Гастев, Г. Форд, А. Файоль), общей теории действия (Т. Парсонс), экономической теории (Л. фон Мизес). С 1962 в Польше издается основанный Котарбиньским журнал “Praxeologia” (до 1996 - “Praxeological Notes”), Лит.: Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. М,, 1975; Praxiologies and the Philosophy of Economics, ed. J. L. Auspitz, W. W. Gasparski a.o. New Brunswick—L., 1992; Gasparski W. W. A Philosophy of Practicality: A Treatise on the Philosophy ofTadeusz Kotarniski. Hels., 199.1; Kotarhinski's Praxiology. Hull, 1995.P. Г. Апресян
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.