«ВАКЬЯПАДИЯ»

«ВАКЬЯПАДИЯ»
«ВАКЬЯПАДИЯ»
(санскр. Vākyapadiya – «О предложении и слове») – самое известное сочинение по философии языка в Индии, созданное Бхартрихари> в 5 в. Состоит из 2000 стихов (карика), распределенных по трем частям (кандам): «Брахма канда» («Глава о Брахмане»), «Вакья канда» («Глава о предложении») и «Пада канда» («Глава о слове»). Отсюда др. название сочинения – «Триканди» (Trikāṇḍi – «Трехчастное»).
    В «Брахма канде» формируются основы метафизической концепции Бхартрихари, т.н. лингвистического монизма (шабда-адвайта>). В остальных двух частях обсуждаются лингвистические проблемы, которые, однако, не лишены философского интереса. Так, во 2-й канде Бхартрихари утверждает первичность фразы как фундаментальной лингвистической единицы в противоположность многочисленным теориям, считающим таковой отдельное слово (см. Абхихита-анвая >и Анвита-абхидхана>). Слово, отмечает Бхартрихари, является лишь продуктом анализа фразы и поэтому не имеет вне ее никакого самостоятельного смысла, точно так же как суффикс, приставки и т.п. части слова – вне самого слова. Наиболее обширная 3-я канда поделена на 14 секций, посвященных отдельным понятиям грамматики и философии – субстанции, качеству, действию, времени, пространству, отношению. Ее главным лейтмотивом является рассмотрение этих понятий как различных проявлений и аспектов единого и всеобъемлющего Брахмана-слова.
    Каждая канда комментировалась отдельно: 1-я (Хариври-шабхой (его иногда отождествляют с самим Бхартрихари) во «Вритти» («Комментарии»), 2-я (Пуньяраджей (9 в.) в «Парикирна-пракаше» («Свете разъяснения») и 3-я (Хе-лараджей (10 в.) в «Пракаше» («Ясный свет»).
    Композиция «Вакьяпадии» чрезвычайно сложна: одни и те же темы обсуждаются в разных частях текста; трудно определить, говорит ли грамматист от своего лица или излагает чужую точку зрения; не всегда понятно, где кончаются аргументы pro и начинаются аргументы contra той или иной позиции. В целом, стратегия Бхартрихари в этом тексте скорее энциклопедическая, чем полемическая. Он не только демонстрирует контраст между противоположными точками зрения и комплексами аргументов в их пользу, но и стремится вписать их в горизонт своей системы, претендующей на универсальный охват всех существующих позиций.
    Издания:
    
Bhartṛhari, Vākyapadiya Brahmak āṇḍa, Avec la Vṛtti de Harivṛṣabha, texte reproduit de l’йdition de Lahore, trad., introduction et notes par M.Biardeau. P., 1964;
    The V ākyapadiya of Bhartṛhari with the Vṛtti. Ch. 1, engl, transl. by К.A.Subramanya Iyer. Poona, 1965;
    The V ākyapadiya of Bhartṛhari. Ch. III, pt. 1, Engl. transl. by K.A.Subramania Iyer. Poona, 1971;
    The V ākyapadiya of Bhartṛhari. Ch. III, pt. 2, Engl. transl. with Exegetical Notes by K.A.Subramanya Iyer. Delhi etc., 1974;
    The V ākyapadiya of Bhartṛhari. Kanda II, Engl. transl. with Exegetical Notes by K.A.Subramanya Iyer. Delhi etc., 1977.
    Литература:
    
Исаева H.В. Слово, творящее мир. Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М., 1997;
    Jyer Subramanya K.A.Bhartṛhari. A study of the V ākyapadiya in the Light of the Ancient Commentaries. Poona, 1969;
    Houben J.E.M. The Saṃbandha-Samuddeњa (Ch. on Relation) and Bhartṛhari’s Philosophy of Language. Groningen, 1995.
    В.Г.Лысенко
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "«ВАКЬЯПАДИЯ»" в других словарях:

  • “ВАКЬЯПАДИЯ” —     “ВАКЬЯПАДИЯ” (саискр. Väkyapadiya “О предложении и словес самое известное сочинение по философии языка в Индии, созданное Бхартрихари в 5 в. Состоит из 2000 стихов (карика), распределенных по трем частям (кандам): “Брахма каида” (“Глава о… …   Философская энциклопедия

  • ШАБДА-АДВАЙТА —     ШАБДА АДВАЙТА (санскр. вabdadvaita недвойственность слова) религиозно философская концепция индийского грамматиста Бхартрихарч. Изложена гл. о. в первой части (“Брахма канда” “Глава о Брахмане”) его трактата “Вакытадия”. “Лингвистический… …   Философская энциклопедия

  • Тавастшерна, Сергей Сергеевич — Сергей Сергеевич Тавастшерна Дата рождения: 10 мая 1965(1965 05 10) (47 лет) Место рождения: Ленинград, РСФСР, СССР Страна …   Википедия

  • Ом (Аум) — Священный звук, непреходящее Слово, Абсолют, Брахман. Изначальное АУМ совокупность всех звуков, то, что пронизывает и поддерживает весь космос, Я, свет высшего Солнца. Кроме того, Троица, поскольку это слово содержит три начала А, У, М… …   Словарь символов

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • КАРАКИ —     КАРАКИ (санскр. käraka, букв. действующие) индийская лингвистическая и лингвофилософская категория. Впервые система караков была разработана индийским грамматистом Пашни в труде “Аштадхьяи”, Панини не дает общего определения караков, однако… …   Философская энциклопедия

  • ШИВАИЗМ КАШМИРСКИЙ —     ШИВАИЗМ КАШМИРСКИЙ индийская недуаяистическая религиозно философская система, основанная на почитании Шивы. У истоков всех шиваитских направлений лежат тантристские тексты “Агама”, или “богодухновенного откровения” (обычно насчитывают 28… …   Философская энциклопедия

  • Бхартрихари — (около V века н. э.[1])  санскритский автор, который, возможно, написал два важных санскритских текста: «Вакьяпадия», труд по санскритской грамматике и лингвистической философии, текст, заложивший основы теории спхота в индийской… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»