ШЕЛЬСКИ

ШЕЛЬСКИ
ШЕЛЬСКИ
    ШЕЛЬСКИ (Schelsky) Хельмут (14 октября 1912, Хемниц — 24 февраля 1984, Мюнстер) — немецкий социолог, представитель антропологического направления в социологии Уче" никА Гелена Преподавал социологию в Гамбурге (с 1948), в Вестфальском университете (с 1960) одновременно руководил Центром социальных исследовании в Дортмувде В 1966—68 — профессор университета в Билефелвде, с 1973 — в Мюнстере. Основные направления исследований: человек и государство в условиях научно-технической цивилизации; социология культуры и социальных институтов; социология труда, автоматизации, религии, образования, семьи.
    Драму современного западного общества Шельски видит в неспособности отказаться от самоидентификации со своим прошлым, от историко-философской традиции западноевропейской мысли. Между тем она, как и созданный некогда идеалистической философией образ человека, мешает воспринять уже существующую реальность в качестве новой социальнокультурной целостности. Отсюда научно-технический прогресс рассматривается как некая обособленная растущая величина, чужеродная в унаследованном мире культуры. В действительности человек обрел сегодня единство с миром на более высоком уровне: он узнает себя в своих технических конструкциях, сфера господства впервые создается самим господствующим, человек постоянно утверждает себя в своей универсальной производительной деятельности. “Метафизическая бесприютность” человека 20 в. основывается на ностальгических воспоминаниях о свободе субъективности в условиях прежнего отчуждения. Суверенность современного человека Шельски относит всецело к сфере научно-рациональной продуктивности; субъективность остается задачей художественного самовыражения. Шельски стремится вернуть обществу осознание человеческого содержания научно-технического прогресса: техника — это сам человек в качестве науки и труда. Правда, высвободившись из-под власти природы, человек подпадает под власть законов созданного им технического универсума. Порождаемые последним социально-духовные проблемы не поддаются иному решению, кроме технического, конструктивного. В этом круговороте отпадает вопрос о “смысле целого”; место демократии как общественного волеизъявления занимает “логика вещей” (Sachzwang) — необходимость, произведенная в конечном счете самим человеком. Социологическая школа Шельски была одной из самых значительных в 1950—80-е гг. Радикализм многих утверждений Шельски явился поводом для бурной полемики в ФРГ.
    Соч.: Ortbestimmung der deutsehen Soziologie. Düsseldorf—Köln, 1959; Auf der Suche nach Wirklichkeit: Gesammelte Aufsätze. DüsseldorfKöln, 1965; Die Arbeit tun die anderen. Opiaden, 1975.
    T. M. Тавризян

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ШЕЛЬСКИ" в других словарях:

  • ШЕЛЬСКИ — (Schelsky) Хельмут (14.10.1912, Хемниц 24.02. 1984, Мюнстер) нем. (ФРГ) социолог, представитель антропологического направления в социологии. Ученик Гелена. Преподавал социологию в Гамбурге (с 1948), в Вестфальском университете (с 1960),… …   Энциклопедия социологии

  • ШЕЛЬСКИ (ШЕЛЬСКИЙ) (SCHELSKY) Хельмут — (1912 1984) нем. социолог, представитель антропология, ориентации в социологии. Научн. эволюция Ш. ознаменована переходом от традиций нем. идеализма через политич. философию англ. эмпиризма и амер. прагматизм к биологически фундированной филос.… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ШЕЛЬСКИЙ или Шельски Хельмут — (1912 1984) немецкий социолог, представитель биологически фундированной антропологической ориентации в философии и социологии, исследователь социологии культуры и общественных институтов. Ш. спланировал и организовал в Билефельде университет с… …   Социология: Энциклопедия

  • СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ, культурсоциология — в первом значении (С.К.) подразумевается специальная социологическая теория (отрасль социологического знания), во втором (К. С.) специфическая парадигмальная область социологического знания. В обоих случаях речь идет об исследовании культуры, ее… …   Социология: Энциклопедия

  • ШЕЛЕР —         (Scheler) Макс (1874 1928) нем. философ и социолог, основоположник филос. антропологии и антропол. ориентации в социологии, феноменологич. эмотивистской аксиологии и социологии знания как самостоят, дисциплины. Учился в ун тах Йены,… …   Энциклопедия культурологии

  • ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА — проблема, выраженная в известной максиме «Цель оправдывает средства» и связанная с ценностным аспектом отношения Ц. и С. и, соответственно, с выбором и оценкой средств в целесообразной деятельности. Относительно решения этой проблемы в популярной …   Философская энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ — область философско методологических и социально философских исследований феномена техники в современном мире. Термин Ф.т. был введен Э. Каппом, который выпустил в 1877 в Германии кн. Основания философии техники . К родоначальникам Ф.т. относят… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • БИНАРИЗМ — понятие, актуализированное в контексте постмодернистской критики классического типа рациональности и фиксирующее фундированность западной ментальности дуальными семантико структурными (и соответственно семантико аксиологическими) оппозициями:… …   История Философии: Энциклопедия

  • ГЕЛЕН — (Gehlen) Арнольд (1904 1976) немецкий философ и социолог, один из классиков философской антропологии. В 1925 1926 слушал лекции Шелера и Н.Гартмана в Кёльне. В 1927 защитил под руководством Х.Дриша докторскую диссертацию. С 1930 ассистент… …   История Философии: Энциклопедия

  • ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — 1) специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. В качестве таковой активно конституируется на протяжении последней четверти 20 в. через абсорбирование собственной тематики из общего философского дискурса (в котором она …   История Философии: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»