- ЧЭНИ
- ЧЭНИ
-
ЧЭНИ (Чэн Чжэншу, Чэн Ичуань, Ичуань сянынэн — “учитель из Ичуаня”) [1033, Лоян (современная провинция Хэнань) — 1107] — китайский философ, педагог, наряду с Чжу Си внесший наибольший вклад в создание неоконфуцианства (“учения о принципе” — ли сюэ). Вместе со старшим братом Чэн Хао учился у Чжоу Дуньи. Служил чтецом в придворной административной школе, преподавал. Был противником реформ ВанАньши. В 1097 сослан, в 1100 реабилитирован, но его произведения большей частью находились под запретом до 1155. Основные сочинения — “И чжуань” (“Комментарий к “Канону перемен””), “Янь-цзы со хао хэ сюэ лунь” (“Учение Янь-цзы о благе и научении ему”). Позднее произведения Чэн И и Чэн Хао были сведены в сборники “И шу” (“Унаследованные книги”), “Эр Чэн щоань шу” (“Полное собрание книг братьев Чэн”).В центре учения Чэн И стоит категория ли-принцип, структурообразующее начало, единое для всей Поднебесной: “принцип одной вещи тождествен принципу десяти тысяч вещей” (“И шу”, цзюань 2). В то же время “вещи” суть результат отражения разных сторон единого “небесного принципа” (тянь ли). Чэн И отверг выдвинутое Чжан Цзаем понятие “Великой пустоты” (тай сюй) как первоосновы Вселенной, заполненной единой ии-пневмой. Сюй — “пустота”, по Чэн И, есть “принцип”, тогда как наличие “пневмы” означает существование “[явленных] форм” (там же, цзюань 3). Чэн И фактически отождествил “принцип” с дао: если “превращения и перемены, совершающиеся во времени”, суть “постоянное дао” (т. е. основа мирозакона), то “взаимообусловленность уменьшения и роста суть небесный принцип”, “постоянство” которого выражено в обязательном взаимопревращении противоположных начал, “доходящих до предела”. Это положение стало основополагающим для ли сюэ. “Принцип непременно содержит соотнесенные [между собой] противоположности”, причем любое из дуальных качеств “по отдельности не устанавливается”.“Пневма” вторична по отношению к “принципу”, но “качество пневмы” определяет качество вещей и явлений. Так, “мудрость” (чжи) обусловлена “чистотой пневмы”, а глупость — ее “мутностью”. В “сердце” человека присутствует сам “принцип”, но “сердце” не тождественно “принципу” вследствие пагубного влияния человеческих страстей. Самоанализ и учеба для “достижения [совершенного] знания” позволяют “прозреть небесный принцип” в собственном “сердце” (“И шу”, цзюань 25). По Чэн И, “достижение знания” становится возможным в результате “выверения вещей” (гэу) посредством “обращения вовнутрь”, к единому “принципу” всех вещей, а не к самим “внешним [вещам]” — так, по его мнению, учили поступать древние “совершенномудрые”. Универсальность “принципа” выражается в незыблемости иерархического устройства общества (“деления на выше- и нижестоящих”), а также в почитании “долга/справедливости” (в). Взгляды Чэн И были развиты Чжу Си, что дало основание для традиционного выделения в истории китайской философии идейного течения Чэн — Чжу сюэ пай. Это название трактуется как школа братьев Чэн — Чжу Си или школа Чэн И — Чжу Си. Соч.: Эр Чэн цзи (Собр. соч. братьев Чэн). Пекин, 1981. Лит.: Лань Фуэнь, Сюй Юицин. Чэн Хао, Чэн И ли сюэ сысян яньцзю (Исследование идей “учения о принципе” Чэн Хао и Чэн И). Шанхай, 1988.А. 1. Юркевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.