- “ЧЖУН ЮН”
- “ЧЖУН ЮН”
-
“ЧЖУН ЮН” (“Срединное и неизменное”, “Срединность и постоянство”) — памятник конфуцианства, создан ок. 3 в. до н. э., в 12 в. вошел в состав канонического “Четверокнижия” (“Сы шу”) наряду с “Да сюэ”, “Лунь юй” и “Мэн-цзы”. Первоначально представлял собой часть канона “Ли цзи”. Название восходит к высказыванию Конфуция: “Срединное и неизменное — это то, благодаря чему осуществляется благодать/добродетель (дэ}, доведение ее до совершенства” (“Лунь юй”, VI, 27). В “Чжун юне” соответствующий термин предстает качеством “благородного мужа” (цзюнь цзы), способом реализации изначального совершенства человека в его поведении по отношению к миру, преодоления любой односторонности и пристрастности, достижения “высшей искренности” (чжи чэн, см. Чэн), благодаря которой человек “уподобляется духу” (см. Шэнь) и “становится в триаду с Небом и Землей” (см. Тянь). В последующих комментариях к “Чжун юну” и “Лунь юю” понятие “чжун” (“середина”, “центральный”) толковалось как исключительная “правота”, “правильность” (чжэн), “срединная гармония” (чжун хэ), а “юн” (современное “обычный”, “заурядный”) — как “использование” (юн) “срединности” для гармонизирующего воздействия на мир и общество или как “постоянство”, имманентное “постоянному дао”. Основоположники неоконфуциянства Чэн Ην. ЧэнХао объясняли понятие “чжун” как “не имеющее отклонений”, “юн” — как “не имеющее перемен (изменений)”; “обладающий срединностью в Поднебесной выправляет даопуть, обладающий неизменностью в Поднебесной утверждает принципы” (см. Лк-принцип) (“И шу”, цзюань 7).Лит.: Древнекитайская философия, т. 2. M., 1973, с. 119—36 (пер. В. Г. Бурова); Мартынов А. С. “Искренность” мудреца, благородного мужа, императора.— В кн.: Из истории традиционной китайской идеологии. М.,1984.А. Г. Юркевич
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.