ИММАНЕНТНОЕ

ИММАНЕНТНОЕ
ИММАНЕНТНОЕ
        (от лат. immanens, род. падеж immanentis — пребывающий в чём-либо, свойственный чему-либо), понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистич. диалектика утверждает, что движение и развитие имманентно материи. В истории философии И. противополагается трансцендентному. И. как теоретико-познават. проблема играет важную роль со времени Канта, поставившего вопрос о т. н. имманентном употреблении разума, т. е. о его границах: с т. зр. Канта, сфера законного применения разума ограничена данным в опыте миром явлений противоположность незаконному — трансцендентному употреблению разума, выходящему за границы возможного опыта). Представители имманентной философии (В. Шуппе, П. Ремке) именуют так свою концепцию потому, что объект познания выступает у них как внутр. содержание сознания. Имманентной называют также филос. критику, которая рассматривает то или иное учение с т. зр. последовательного проведения его собств. предпосылок.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ИММАНЕ́НТНОЕ
(от лат. immanens – пребывающий в чем-либо, присущий, свойственный чему-либо) – понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету, явлению, процессу то или иное свойство, закономерность. Материалистич. диалектика, напр., считает, что всем предметам и явлениям внешнего мира и познанию внутренне присущи, т.е. имманентны, противоположности, диалектич. противоречия. Представители имманентной философии называют свою философию имманентной в том смысле, что у них объективный мир оказывается внутренним содержанием сознания. См. Имманентная философия.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

ИММАНЕНТНОЕ
    ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) — философское понятие, обозначающее нечто, пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне; соответствующее природе предмета, присущее ему, а не привнесенное извне. Имманентное противопоставляется трансцендентному как выходящему за пределы предмета, внешнему. Метод называется имманентным,
    когда он определяется природой исследуемого предмета. Имманентная критика строится как анализ последовательности проведения в доктрине ее собственных посылок.
    Термин “имманентное” впервые появляется в схоластике в противопоставлении actio immanens и actio transiens, которое воспроизводило аристотелевское различение действия, результат которого остается целиком в нем самом (мышление), и действия, изменяющего внешний объект. Средневековая теология использовала понятие имманентного действия для характеристики познавательной деятельности бога (Отца), направленной на себя (Сына), в отличие от транзитивного действия сотворения мира.
    Контроверза “имманентное — трансцендентное” в теологии и метафизике задает каркас для решения проблемы отношения бога к миру Христианские теологические доктрины вынуждены балансировать между этими противоположностями, так как элиминация одной из них влечет выводы, разрушительные для догмы. Признание бога имманентным миру определяет позицию пантеизма. Спиноза различает causa immanens и causa transiens. Бог, считает Спиноза, тождествен миру и поэтому является его имманентной, внутренней, причиной (causa sui), a causa transiens понимается им как причина, действующая извне, внешняя, В науке универсум рассматривается как сам из себя развивающийся и сам себя определяющий, самодостаточный и не нуждающийся во внешней силе.
    В теории познания имманентное означает ограниченное пределами возможного опыта. В этом смысле понятие “имманентное” было использовано И. Кантом. В качестве одной из причин заблуждения он видит попытку распространить действие познавательных способностей — рассудка и разума—за границы их применимости. Основоположения рассудка и принципы разума могут быть отнесены только к предмета нашего опыта — феноменам; именно на этом основана законодательная сила рассудка и регулятивная сила разума. Эмпирическое применение рассудка и разума он считает имманентным, правомерным. Соответственно, эмпирически ориентированные основоположения рассудка и идеи разума Кант называет имманентными, а идеи, заставляющие нас выходить за границы возможного опыта и судить о вещах в себе (ноуменах), — трансцендентными.
    Имманентное также имеет значение содержания сознания. Имманентная философия считает единственным бытием предмета его мыслимость, данность в сознании. Феноменология рассматривает предметы только как имманентные сознанию — как феномены; ее интересуют не сами предметы, а возможность их познания И способы их данности сознанию. Смысл предмета (ноэма) не является непосредственно данным сознанию, поэтому выступает как трансцендентный по отношению к нему Имманентен только сам интенциональный акт (ноэсис) и его материал — гилетические данные, однако, трансцендентный интенциональный объект имманентен сознанию, потому что он конституируется трансцендентальной субъективностью — сферой сущностного содержания сознания.
    О. В. Вышегородцева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ИММАНЕНТНОЕ" в других словарях:

  • имманентное действие гена — Действие гена, ограниченное яйцеклеткой и предшествующее оплодотворению. [Арефьев В.А., Лисовенко Л.А. Англо русский толковый словарь генетических терминов 1995 407с.] Тематики генетика EN immanent gene action …   Справочник технического переводчика

  • Имманентное действие гена — * іманентнае дзеянне гена * immanent gene action действие гена, ограниченное яйцеклеткой, и предшествующее оплодотворению …   Генетика. Энциклопедический словарь

  • имманентное действие гена — immanent gene action имманентное действие гена. Действие гена, ограниченное яйцеклеткой и предшествующее оплодотворению. (Источник: «Англо русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд во ВНИРО, 1995 г …   Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

  • ИММАНЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ — философские категории, выражающие некоторые аспекты двух более общих категорий внутреннее и внешнее . Имманентное (от лат. immanentis пребывающий в чем либо, свойственный чему либо) это то, что атрибутивно предмету, внутренне присуще вещи или… …   Современный философский словарь

  • Имманентное — (от лат. immanens, родительный падеж immanentis пребывающий в чём либо, свойственный чему либо)         понятие, означающее внутренне присущее какому либо предмету, явлению, процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистическая… …   Большая советская энциклопедия

  • ИММАНЕНТНОЕ — понятие, обозначающее внутреннюю присущность мира сознанию …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ КОНФЛИКТА — – имманентное свойство конфликта как системы оказывать многозначное влияние на свои подсистемы и окружающую среду. Конфликт функционален в том смысле, что социальные и психологические процессы его зарождения и развития воздействуют на психику,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДУХОВНОЕ ПОЗНАНИЕ —         непосредственно связано с понятием духа, к рое генетически производно от понятия “душа”, но сущностно отлично от него. Если душа признается имманентным началом человеч. субъективности, то дух трансцендентным. Дух есть сущность духовного… …   Энциклопедия культурологии

  • ПРОТИВОРЕЧИЕ — два высказывания, из которых одно является отрицанием другого. Напр.: «Латунь химический элемент» и «Латунь не является химическим элементом», «2 простое число» и «2 не является простым числом». В одном из противоречащих высказываний что то… …   Философская энциклопедия

  • Жанры — К истории проблемы. Определение понятия. Решение проблемы в догматическом литературоведении. Эволюционистские теории Ж. Решение проблемы Ж. «формальной школой». Пути марксистского изучения Ж. Теория лит ых Ж. Тематические, композиционные и… …   Литературная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»