- ФИЛОН
- ФИЛОН
-
ФИЛОН (Φίλων) из Ларисы в Фессалии (159/158—84/83 до н. э.) — последний глава основанной Платоном Академии. Его схолархат — эпоха т. н. “4-й Академии”. Еще на родине Филон слушал ученика Карнеада Калликла. Ок. 24 лет приехал в Афины и в течение 14 лет был слушателем Клитомаха, после его смерти стал во главе Академии (Acad. Ind. XXXIII), единство позиции которой подчеркивал (Cic. Acad. 113). В 88 из-за войны с Митридатом уезжает в Рим, где пишет сочинение (“римские книги”), ставшее поводом для разрыва с ним его ученика Антиоха Аскамнского (Cic. Acad. II 11). Вероятно, Филон не вернулся в Афины.Арий Дидим (ар. Stob. II 7, 2) приводит большую выдержку из его сочинения “Основные разделы философии” (Διαίρεσις του κατά φιλοσοφίαν λόγου). Вероятно, на какое-то сочинение Филона опирается “Лукулл” Цицерона (64—146); его влияние усматривалось также во всех пяти книгах “О природе богов”, “Об ораторе” (III 54—143), “О крайнем добре и крайнем зле” (кн. ГУ).Филон поначалу придерживался строгой антистоической позиции своего учителя Клитомаха, признавая “воздержание от суждения” и “непостижимость” в качестве оппозиции стоическому учению о “постигающем представлении” (Luc. 111). Но постепенно принимает более мягкую позицию: хотя вещи не воспринимаемы в соответствии со стоическим критерием, они воспринимаемы в соответствии с природой вещей (Sext. Emp. Pyrrh. 1235). Нумений уточняет, что вместо стоического “постигающего представления” Филон стал признавать в качестве критерия “очевидность” (ενάργεια) и согласованность (ομολογία) данных чувственного восприятия (фрг. 28,8—9). В поздний период Филон также отказался от полного отрицания риторики (Cic. Tüsc. II 9). Мы не знаем его этических воззрений, но по введению к этическому разделу его “Основных разделов философии” видно, что он откликался (вероятно, прежде всего критически) на разработку в эллинистических школах основных пунктов этического учения: философия как медицина, необходимость очищения души от ложных мнений, учение о цели (счастье) и видах жизни, а также о законах государства и правилах частной жизни.Несмотря на явственное изменение позиции Филона к концу жизни, руководимая им до 88 “4-я Академия”, вероятнее всего, оставалась ортодоксально скептической. В то же время само его стремление отказаться от деления Академии на Древнюю и Новую и заново обосновать скептицизм ссылками на позицию Платона и Сократа было свидетельством общей тенденции этого периода вернуться к учениям и текстам основателя школы.Фрагм.: Wisniewski B. Philon von Larisa. Testimonia und Kommentar. Breslau, 1982; Mette H. J. Philon von Larissa und Antiochos von Askalon.- “Lustrum” 28-29, 1986-87, p. 9—24; Long A. A., SedleyD. N. (eds.). The Hellenistic Philosophers. Cambr.-L.—N.Y, 1987, vol. l, p. 438-67, vol. 2, p. 432-457.Лит.: Gluckert. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978, p. 13—91, 391—420; TarranlH. Scepticism or Platonism? The Philosophy of the Fourth Academy. Cambr., 1985; GörlerW. Philon aus Larisa.— GGPh, Bd. 4: Die Hellenistische Philosophie, hrsg. v. H. Flaschar. Basel, 1994, S. 915-937.Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.