ФАЦЗАН

ФАЦЗАН
ФАЦЗАН
    ФАЦЗАН (643, Чанъань (современный Сиань провинции Шэньси) — 712) — ученый монах эпохи Тан, фактический основатель ^яякь школы, почитавшийся как “третий патриарх” этого течения буддийской мысли. Происходил из рода Кан. В 17 лет изучил и начал проповедовать “Аватамсака-сутру” (Хуа янь цзин), затем одно время состоял при Сюаньцзане (602—664) в его переводческой школе, но ушел из-за разногласий по вопросам вероучения. В 696 Фацзан был приглашен в столичный монастырь Тайюаньсы для преподавания “Хуа янь цзина”. По приказу императрицы У Цзэтянь (правившей с 690) десять наиболее почитаемых столичных монахов провели испытание знаний Фацзан, после чего ему было присвоено официальное звание “первенствующего среди добродетельных мудрого учителя”, так что последующей традиции Фацзан известен также как Сяныпоу-даши, или просто Сяньшоу — “первый из мудрецов”.
    Фацзан много занимался переводами буддийских сутр, но главным его трудом было комментирование “Хуа янь цзина”. По преданию, объясняя при дворе У Цзэтянь смысл этой сутры, он часто пользовался аналогиями, привлекая в качестве примера стоявшее перед дворцом золотое изображение льва, и записи его разъяснений были позднее собраны в т. н. “Главах о золотом льве к “Аватамсака-сутре””. Ход его рассуждений таков. Изображение льва возникает в результате усилий искусного мастера, что целиком определяется причиной, потому и говорится: “возникновение по причине”. А это означает, что “вид льва” — иллюзия, единственная же реальность — золото (из которого он сделан); лев тут не наличествует, золото — не отсутствует, поэтому их называют по отдельности: “материал” (сэ) и “пустая (форма)” (кун). Привлекая ту же аналогию, Фацзан строит оригинальную классификацию основных течений буддизма, которых он насчитывает пять. К первому разряду он относит хинаянские школы, где признается, что лев как дхарма, производимая причинностью, постоянно возникает и исчезает, поэтому восприятие его “вида” на самом деле невозможно. Второй разряд составляют махаянские школы, где признается, что дхармы, возникающие по причине, не обладают собственной природой и есть абсолютная “пустота”. Третье по значению место отводится школам тяпьтайского направления (см. Тяныпай школа), где признается, что, хотя в абсолютном смысле реальна только пустота, это не мешает иллюзорным дхармам тоже “наличествовать”, поскольку они причинно связаны с “пустотой”. На четвертой позиции находится чань-буддизм (см. Чань школа), ориентированный на внезапное “прозрение” адепта, которому т. о. открывается, что “пустота” и “наличие” (ю) отрицают друг друга и в этом акте взаимоуничтожаются, в результате чего ум освобождается от всех слов и представлений и обретает покой. Высшую, пятую ступень в иерархии школ, по Фацзану, занимает Хуаянь: преодолев все предыдущие ступени знания, ученик оказывается носителем сознания, в котором устранены все противоречия, чтоделает его способным к непосредственному созерцанию высшей реальности “единого”, в которой все тождественно в утрате своей специфической природы. Поэтому школа Хуаянь и заслуживает наименования “Всеохватывающего учения, совмещающего все колесницы в одной”. Фацзан пользовался авторитетом и уважением у современников, многие из которых под его влиянием стремились приобщиться к буддийской мудрости. В частности, в 710 от него получил посвящение в буддисты танский император Жуй-цзун. Основные сочинения: “Хуа янь цзин тань сюань цзи” (“Объяснения глубоких мест “Аватамсака-сутры””), “Хуа янь цзин чжи гуй” (“Основное руководство к [изучению] “Аватамсака-сутры””), “Да чэн ци синь лунь и цзи” (“Записи о начальном постижении махаяны”).
    Г. А. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ФАЦЗАН" в других словарях:

  • Фацзан — Буддизм …   Википедия

  • фацзан — (643 712) третий патриарх и фактич. основатель будд. школы Хуаянь цзун. Был родом из Хорезма, откуда его родители переехали в Китай. Известен также под именем Сянь шоу. Стал монахом в молодости. Ознакомившись с учением Аватамсака сутры… …   Буддизм

  • фацзан — Сяньшоу. 643, Чанъ ань (совр. Сиань, пров. Шэньси), 712. Третий патриарх и фактич. основатель буд. Хуаянь школы, систематизировавший ее учение и придавший ему самобытность. Род. в семье выходца из Хорезма, поэтому иногда именуется Хорезмийцем Ф.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Хуаянь — Буддизм …   Википедия

  • ло цин — Ло Хуэй, Ло цзу ( патриарх Ло ). 1443 1527. Религ. мыслитель, основоположник синкретич. секты Ло цзяо ( Учение Ло ), или Увэй цзяо ( Учение о недеянии ). Осн. соч. Пятикнижие Л.Ц. ( Л.Ц. у бу цзин ) представляет собой переход от традиции передачи …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • хуаянь школа — Одно из ведущих направлений кит. буддизма. Свое учение основывает на инд. Аватамсака сутре (кит. Хуа янь цзин Сутра цветочной гирлянды ). Особо важной признается гл., обычно называемая Жу фа цзе пинь ( Гл. о вступлении в дхармадхату ). В Х.ш.… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • Дунчу — 東初 51 й патриарх школы цаодун 1975   1977 Церковь: Нунчань …   Википедия

  • Хваом — корейское название школы Хуаянь китайского буддизма. Наибольшее длительное воздействие школы Хуаянь было видно в Корее, где она был переданы Ыйсан (хангыль: 의상 대사 625 702), который был вместе с Фацзаном, учеником Чжияна. После Ыйсан вернулся в… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»