- ФАЦЗАН
- ФАЦЗАН
-
ФАЦЗАН (643, Чанъань (современный Сиань провинции Шэньси) — 712) — ученый монах эпохи Тан, фактический основатель ^яякь школы, почитавшийся как “третий патриарх” этого течения буддийской мысли. Происходил из рода Кан. В 17 лет изучил и начал проповедовать “Аватамсака-сутру” (Хуа янь цзин), затем одно время состоял при Сюаньцзане (602—664) в его переводческой школе, но ушел из-за разногласий по вопросам вероучения. В 696 Фацзан был приглашен в столичный монастырь Тайюаньсы для преподавания “Хуа янь цзина”. По приказу императрицы У Цзэтянь (правившей с 690) десять наиболее почитаемых столичных монахов провели испытание знаний Фацзан, после чего ему было присвоено официальное звание “первенствующего среди добродетельных мудрого учителя”, так что последующей традиции Фацзан известен также как Сяныпоу-даши, или просто Сяньшоу — “первый из мудрецов”.Фацзан много занимался переводами буддийских сутр, но главным его трудом было комментирование “Хуа янь цзина”. По преданию, объясняя при дворе У Цзэтянь смысл этой сутры, он часто пользовался аналогиями, привлекая в качестве примера стоявшее перед дворцом золотое изображение льва, и записи его разъяснений были позднее собраны в т. н. “Главах о золотом льве к “Аватамсака-сутре””. Ход его рассуждений таков. Изображение льва возникает в результате усилий искусного мастера, что целиком определяется причиной, потому и говорится: “возникновение по причине”. А это означает, что “вид льва” — иллюзия, единственная же реальность — золото (из которого он сделан); лев тут не наличествует, золото — не отсутствует, поэтому их называют по отдельности: “материал” (сэ) и “пустая (форма)” (кун). Привлекая ту же аналогию, Фацзан строит оригинальную классификацию основных течений буддизма, которых он насчитывает пять. К первому разряду он относит хинаянские школы, где признается, что лев как дхарма, производимая причинностью, постоянно возникает и исчезает, поэтому восприятие его “вида” на самом деле невозможно. Второй разряд составляют махаянские школы, где признается, что дхармы, возникающие по причине, не обладают собственной природой и есть абсолютная “пустота”. Третье по значению место отводится школам тяпьтайского направления (см. Тяныпай школа), где признается, что, хотя в абсолютном смысле реальна только пустота, это не мешает иллюзорным дхармам тоже “наличествовать”, поскольку они причинно связаны с “пустотой”. На четвертой позиции находится чань-буддизм (см. Чань школа), ориентированный на внезапное “прозрение” адепта, которому т. о. открывается, что “пустота” и “наличие” (ю) отрицают друг друга и в этом акте взаимоуничтожаются, в результате чего ум освобождается от всех слов и представлений и обретает покой. Высшую, пятую ступень в иерархии школ, по Фацзану, занимает Хуаянь: преодолев все предыдущие ступени знания, ученик оказывается носителем сознания, в котором устранены все противоречия, чтоделает его способным к непосредственному созерцанию высшей реальности “единого”, в которой все тождественно в утрате своей специфической природы. Поэтому школа Хуаянь и заслуживает наименования “Всеохватывающего учения, совмещающего все колесницы в одной”. Фацзан пользовался авторитетом и уважением у современников, многие из которых под его влиянием стремились приобщиться к буддийской мудрости. В частности, в 710 от него получил посвящение в буддисты танский император Жуй-цзун. Основные сочинения: “Хуа янь цзин тань сюань цзи” (“Объяснения глубоких мест “Аватамсака-сутры””), “Хуа янь цзин чжи гуй” (“Основное руководство к [изучению] “Аватамсака-сутры””), “Да чэн ци синь лунь и цзи” (“Записи о начальном постижении махаяны”).Г. А. Ткаченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.