- “УСПОКОЕНИЕ РАЗУМА”
- “УСПОКОЕНИЕ РАЗУМА”
-
“УСПОКОЕНИЕ РАЗУМА” (араб. Рахат ал-'акл)—основной философский труд Хамйд ад-Дйна ал-Кирмани, представляющий собой систематическое изложение философии исмаилизма. Завершен, согласно свидетельству автора, в 411 хиджры (1020/21) и является, по-видимому, его последним сочинением. Рукописи книги были долгое время недоступны за пределами исмаилитской среды и опубликованы лишь в 1960-е гг. благодаря усилиям Мустафы 1алиба, издателя и исследователя многих исмаилитских текстов. По замыслу ал-Кирманй, “Успокоение разума” содержит наиболее совершенное знание, которое необходимо для обретения “формальной добродетели”, т. е. придания душе совершенной формы, благодаря которой она способна уподобиться Первому Разуму — Первому Пределу универсума. Так душа, достигая актуальности и становясь совершенным разумом, обретает покой и усладу, чем и объясняется название труда. Вместе с тем совершенство обретается только в двуединстве созерцательной и практической сторон человеческой деятельности (см. Добродетель, Поклонение). Обоснованию этой концепции совершенства посвящена первая, пропедевтическая глава. Во второй главе разрабатывается центральный вопрос классической арабо-мусульманской философии — о первоначале универсума, рассматривается соотношение понятий “утвержденность”, “оность”, “существование”, “единство”. В третьей и четвертой главах излагается учение о Первом Разуме и его сотворенности, эманации, первоматерии и форме. Вопрос о перводвигателе тел, десяти небесных сферах, небесных телах и их влиянии на земную жизнь и другие вопросы космологии рассмотрены в пятой главе. Шестая излагает учение о четырех первоэлементах и завершает рассмотрение космологии. Седьмая, наиболее обширная глава, занимающая почти половину объема книги, излагает учение о трех классах существ, выполненное в духе аристотелизма, о душе и ее силах, вопросы этики, а также содержит подробное рассмотрение исмаилитской историософии. Метод познания специально рассмотрен в главе четвертой (§ 5) и применяется по ходу изложения во всех главах книги, за исключением первой.“Успокоение разума” содержит единственную ссылку на еврейские источники, цитируя в оригинале “Пиркей рабби Натан” (“Высказывания рабби Натана”) из “Пиркей Авот” (“Высказывания наших отцов”, 4-й раздел Мишны) и многочисленные ссылки на “Инджйл” (букв. “Евангелие”, т. е. Новый Завет), которые либо неточны, либо относятся к апокрифическим текстам. “Успокоение разума” полемизирует с арабоязычными перипатетиками, утверждая сотворенность Первого Разума, а не его эманационное происхождение, и единство души, а не ее троичность. По частным вопросам ведется полемика с крайними шиитами, сторонниками учения о переселении душ, дахритами (сторонниками учения о вечности мира). Изд.: Бейрут, 1983. Рус. пер. А. В. Смирнова. М., 1995.А. В. Смирнов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.