- ТИЛИКЕ
- ТИЛИКЕ
-
ТИЛИКЕ (Thielicke) Хельмут (4 декабря 1908, Вупперталь — 1985, Гамбург) — немецкий протестантский теолог, предметом внимания которого была христианская теология и этика в современном мире. Изучал теологию в Трайфевальде, Марбурге, Эрлангене, Бонне, среди его учителей — А. Барт и Р. Булыпман. Тема его докторской диссертации “История и экзистенция” (1936). В 1936—40 Тилике — профессор в Гейдельберге, в 1940 уволен за критику нацистского режима, в 1945—54 — профессор в Тюбингенском университете, с 1954 — в Гамбургском. Его главные работы: “Богословская этика” в четырех томах (Theologische Ethik, 1951—64) и “Евангельская вера” (Evangelische Glaube, 1968—78), трехтомный труд по систематическому богословию.Тилике стремился вывести христианскую веру из “гетто потусторонности” на землю. Когда теология сводится к повторению прошлого, то это означает, по его мнению, что “уже не живое тело” заставляют двигаться так, как если бы оно было все еще живо. Вера в таком виде теряет значение для христиан, утрачивает точки соприкосновения с современной жизнью. Вера вытесняется из полноценного участия в жизни в сферу приватной, изолированной от мира религиозности. Тилике видел свою задачу в том, чтобы адресовать христианскую веру современному человеку и помочь ему “жить по вере” в том светском мире, в каком он на-самом деле сегодня живет. Однако Тилике полагал, что стремление приспособить христианство к современному миру не должно быть чрезмерным. Он полемизирует с теми теологами, у которых мир и человек становятся отправной точкой (см. Теологии родительного падежа), которые христианское богословие основывают на светском понимании человека. Такой “картезианский” подход, как его характеризует Тилике, он усматривает у Ф. Шлейермахера, Р. Бультмана, П. Тиллиха. Христианство должно серьезно относиться к современному человеку и его светскому мировоззрению, но это мировоззрение, настаивает Тилике, не должно становиться отправной точкой для теологии, руководством к “редактированию Евангелия”: в конечном счете, полагает он, “естественный человек” не может принять Евангелие никаким другим способом, кроме веры — ее вкладывает в человека Святой Дух. Этика, как ее разрабатывает Тилике, означает не что иное, как веру: она учит в первую очередь не тому, чтомы должны делать, но тому, чтомы должны руководствоваться верой и следовать Воле Божьей. Специфика христианской этики состоит в том, что она делает человека свободным в его отношении к миру и в его мирских связях. Поэтому существование-христианина-в мире есть существование-его-перед Богом, и наоборот. Такова основа “светского христианства”, по Тилике. Во всех людях он видит потенциальных христиан: учение Иисуса Христа обращено ко всем людям и для всех оно должно иметь значение. Богословские и этические труды Тилике служили основой его проповеднической деятельности. Он в первую очередь проповедник, имевший многотысячную аудиторию на протяжении многих лет. Значение Тилике не в том, что он инициирует новое направление в теологии, но в том, что он переводит его содержание на язык современности и его голос, его теологическое наследие являются выражением распространенных взглядов середины 20 в.Соч.: Das Verhältnis zwischen dem Ethischen und Esthetischen, 1932; Vfernunft und Offenbarung, 1936; Fragen des Christentums an die moderne Welt, 1947.Лит.: Quest H.-J. Helmut Thielicke.— Tendenzen der Theologie im 20.Jatu•hundert. Stuttg., 1967, S. 549-555.В. И. Гараджа
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.