- ТИ-ЮН
- ТИ-ЮН
-
ТИ — ЮН — терминологическое словосочетание китайской философии, имеющее три основных значения.1. “[Оформленная] сущность/реальность и [ее] функция/атрибут”. Первый член терминологической пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указанных значениях понятия “ти” (“тело/основа”) и “юн” (“применение”) фигурируют, видимо, в “Сюнь-ты”: “Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей [оформленной] сущностью (ти), [даже утилитарно] негодное имеет свою функцию (юн) по отношению к человеку” (глава “Фуго” — “Обогащение государства”). У Ван фучжи ти — это “реальное наличие”, о существовании которого можно судить по его атрибутам (юн). Сунь Ятсен интерпретировал проблему ти — юн, как соотношение материи и духа (цзиншэнь), который является неотъемлемым свойством материи. В современной философии знак “ти” используется для передачи понятий “бытие” (бэнь ти, буквально — “изначальное тело”) и “субстанция” (ши ти, буквально — “реальное тело”). Сюя Шили в развитие рассматриваемой здесь традиционной концепции предложил тезис о “недвойственности ти и юн (ти юн бу эр)”.2. “Основа/субстанция — проявление/акциденция” (более узкое значение: “ноумен — феномен”). Здесь соотношение ти и юн более дихотомично. В этом аспекте проблему ти — юн начал разрабатывать Ван Би, у которого в качестве вселенской “основы” ти фигурировало “отсутствие/небытие” (см. Ю—у). Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил “основой” “наличие/бытие”-ю. Ван Аньши (11 в.) в качестве единой “основы субстанции” рассматривал “начальную пневму” (юань ци), пребывающую в состоянии “покоя” (см. Дун — цзин), тогда как ее циркуляция “между Небом и Землей” создает все множество “акциденций/феноменов”. У главных основоположников неоконфуцианства Чэн Ии Чжу Си в роли “основы” фигурируют структурообразующие “принципы” (ли), ав качестве “проявления” — “образы” (см. Сян шу чжи сюэ) мироздания. Чжу Си перенес дихотомию ти — юн также на соотношение “[индивидуальной] природы” (син) и “чувств” (цин). Принцип ти — юн как обозначение дихотомии “основа — проявление” использовался в “нумерологических” медицинских расчетах (иероглиф “ти” обозначал пораженную систему организма — орган и т. п., а иероглиф “юн” — другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия).3. Дихотомия “принцип (основа) — применение (второстепенное)” введена теоретиком политики “самоусиления” Чжан Чжидуном (19 — нач. 20 в.), предложившим использовать “китайскую науку в качестве основы, западную науку для [утилитарного] применения” (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн). Чжан Чжипун исходил из положения о том, что “китайская наука упорядочивает тело/личность и сердце, западная наука нужна для мирских дел”. Под “китайской наукой” понимались духовно-культурные и идеологические принципы, под “западной наукой” — естественно-научные дисциплины и технические достижения. Этот тезис о соотношении китайской и западной “наук” в сокращенной формулировке (“китайское в качестве основы, западное для применения”) впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании западного опыта.Лит.: КобзееА. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.А. И. Кобзев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.