СЯНЬ СЮЭ


СЯНЬ СЮЭ
СЯНЬ СЮЭ
    СЯНЬ СЮЭ (кит. — учение о бессмертии) — одна из важнейших доктрин даосизма, аспект даосской теории и практики “вскармливания жизни” (ян шэн сюэ), которая в европейской литературе иногда именуется макробиотикой и в целом ассоциируется с <яаосской алхимией” (дань). Эти даосские искусства, тесно связанные с традиционной медициной, предполагали в качестве конечного результата достижение телесного бессмертия. Адепты, достигшие искомого состояния, назывались “бессмертными” (сянь или шэньсянь). Некоторые из “бессмертных” получили необычайную популярность в фольклорной традиции и стали темой бесчисленных произведений словесного и изобразительного искусства: таковы, напр., знаменитые “восемь даосских бессмертных” (ба сянь), большинство из которых преданием возводятся к реальным историческим прототипам. Предполагалось, что “бессмертные” живут в уединении, чаще всего в глубине гор, лишь время от времени вступая в контакт с людьми, особенно при необходимости передать кому-нибудь достойному свое тайное знание, иногда обозначаемое термином сянь сюэ, который может быть истолкован и как “наука достижения бессмертия”, и как “наука бессмертных мудрецов”. В более узком смысле под сянь сюэ иногда подразумевают совокупность алхимических практик, которые в традиции подразделялись .на “внешние” (вай дань), связанные с приготовлением “эликсира бессмертия”, и “внутренние” (нэй дань), имеющие целью замещение с помощью специальных упражнений смертного тела адепта на бессмертное: последнее постепенно “выращивается” из некоего “зародыша”, создаваемого внутри первого при помощи специальной психотехники.
    Считается, что сянь сюэ как последовательное вероучение сформировалось в общих чертах в 3—4 вв. до н. э. на территории древних царств Янь и Ци в среде магов (фанши) и даосов (даожэнь), в основном занимавшихся целительством. Некоторые фрагменты “Чжуан-цзы” и чуской поэзии (“Чуские строфы”, “Чу цы”) свидетельствуют о том, что в царстве Чу существовал свой вариант “шаманизма”, лишь отчасти сходный с практикой других эзотериков. Поисками путей к бессмертию активно интересовались правители ранних империй, в частности Цинь Шихуан и ханьский император Уди, о магах-советниках которых сохранились довольно подробные сведения в “Исторических записках” Сыма Цяня (“Ши цзи”, гл. 6 и 12). В танскую эпоху увлечение некоторых императоров даосизмом привело к дальнейшему развитию культа “бессмертных” и их искусств, что, в частности, выразилось в их своеобразной специализации. Так, стали различаться “земные бессмертные” (ди сянь), в основном обитающие на горе Куньлунь в обществе “Хозяйки Запада” (Сиванму), “небесные бессмертные” (тянь сянь), живущие на небесах и превосходящие всех других своими способностями, “люди-бессмертные” (жэнь сянь), занимающиеся созерцанием и свободные от земных соблазнов, но еще не достигшие бессмертия, собственно “гений-бессмертные” (шэнь сянь), пребывающие на островах Пэнлай, Фанчжан и Инчжоу в Восточном море (с ними искал встречи Цинь Шихуан), и наконец “демы-бессмертные” (гуй сянь), неприкаянные души казненных преступников, утопленников и лиц, не оставивших потомства, ведущие призрачное существование и порой представляющие опасность для людей. “Бессмертным” посвящена обширная литература, в т. ч. один из наиболее известных сборников, “Жизнеописания бессмертных” (“Шэньсянь чжуань”) Я Хуна, в котором приведены биографии более 80 персонажей. В этих популярных историях “бессмертным” приписываются самые разнообразные чудесные способности: они владеют искусством превращения, умеют летать по воздуху, используют драконов в качестве ездовых животных, опускаются на морское дно, питаются “изначальным эфиром (1(”-пневмой)”. Они обладают необычной внешностью, но иногда любят затеряться среди простого люда. Тесное переплетение в этих историях вымысла и реальности придает им удивительную жизненность, редкую в агиографической литературе. Несмотря на легендарный колорит, история “бессмертных”, безусловно, имела и аспекты, достойные внимания историков науки.
    Γ.Α. Ткаченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "СЯНЬ СЮЭ" в других словарях:

  • сянь сюэ — см. бессмертие. учение о бессмертии …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • НАНЬ СЮЭ ХУЭЙ — (Южное научное об во) кит. политич. орг ция помещичье бурж. элементов пров. Хунань, созд. в Чанша в 1897. Н. с. х. объединяла патриотич. интеллигенцию (Хуан Цзунь сянь, Тань Сы тун, Тан Цай чан и др.) и оппозиционную режиму бюрократию (губернатор …   Советская историческая энциклопедия

  • бессмертие. учение о бессмертии — СЯНЬ СЮЭ Учение о бессмертии . Одна из важнейших доктрин даосизма. Основана на представлениях о человеке как психофизич. целом и о невозможности вечной жизни духа (шэнь (1)), отделенного от тела, а также на концепции духа шэнь (1) как предельного …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • даосизм — Термин европ. науки, обозначающий одно из гл. направлений кит. философии и традиц. религию Китая. В конф. традиции (см. Конфуцианство) утвердилось противопоставление философского Д. (дао цзя, школа дао ) религиозному (дао цзяо, учение дао ,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ДАОСИЗМ — (кит. дао цзя, дао цзяо школа дао, учение дао) одно из основных направлений китайской философии. Родоначальником Д. считается Лао цзы, которому традиция приписывает авторство основополагающего даоского трактата «Дао дэ цзин» (первоначально «Лао… …   Философская энциклопедия

  • три учения — САНЬ ЦЗЯО 1. Три учения обозначение конфуцианства, даосизма и буддизма, подразумевающее их сопоставимую доктринальную и мировоззренческую ценность. Данная идея восходит к первым попыткам соединения даосизма и буддизма (см. Сунь Чо, Хуэйлинь) и… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ван янмин — Ван Шоужэнь, прозв. Боань. 31.10.1472, уезд Юйяо обл. Шаосин пров. Чжэцзян, 9.1.1529, Наньань пров. Цзянси Философ неоконфуцианец, создатель оригинальной филос. доктрины в русле т.н. учения о сердце (синь сюэ (1)), литератор. Происходил из… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • мудрец, объемлющий первозданную простоту — Гэ Чжичуань, прозв. Баопу цзы ( Мудрец, объемлющий первозданную простоту ). 284 363 или 283 343. Даос, философ и ученый, автор трактата Баопу цзы. , теоретик учения о бессмертии (сянь сюэ). Согласно Г.Х., человек может достичь физич. бессмертия и …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • чудесное — ШЭНЬ (1) Дух ( духи , душа , одухотворение , одухотворенность , духовность , разум , разумность , святость , непостижимое , чудесное ). Категория кит. философии и культуры. Смысловое содержание имеет три осн. аспекта: 1) мистико религ. дух ,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • учение хуан-ди - лао-цзы — ХУАН( ДИ) ЛАО( ЦЗЫ) УЧЕНИЕ Хуан Лао сюэ пай Одно из ранних направлений даосизма, делавшее выводы политич. характера из учения об управлении на основе недеяния (у вэй (1), см. Вэй (1)), представленного в Дао дэ цзине (4 в. до н.э.). Оформилось в 3 …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.