СУРЕШВАРА

СУРЕШВАРА
СУРЕШВАРА
    СУРЕШВАРА (санскр. Suresvara) (кон. 7—8 в.) — представитель адванта-веданты, ученик и младший современник Шанкары; ведантистская традиция отождествляет его со знаменитым мимансаком Мандана Мишрой, который после диспута с Шанкарой перешел на его сторону и вместе с посвящением принял новое имя. Основные труды: Комментарии (“Вартика”) на Комментарии Шанкары на “Брихадараньякаупанишаду” и “Тайттирия-упанишаду”, “Манасолласа” (“Радость разума”) (Комментарий на гимн Шанкары “Дакшинамурти-стотра”), трактат “Найшкармья-сиддхи” (“Обретение не-деяния), толкующий идеи, представленные в шанкаровой “Упадеша-сахасри”, и “Панчикарана-вартика” (“Толкование пятиглавия”), основанная на небольшой работе Шанкары “Панчикарана”. Считается, что после Шанкары именно Сурешвара стал первым настоятелем монастыря в Кличи. Сурешвара занимался разработкой “теории значения”, полагая, что ведийские речения должны приниматься одновременно и в буквальном, и в метафорическом смысле. Считал, что освобождение достижимо не столько на пути рационального, вербализованного знания, сколько во внезапном озарении, наступающем благодаря постоянному повторению ведийских мантр и речений. С точки зрения Сурешвары, локусом авидьи выступает не отдельная душа, но само чистое сознание как таковое. Именно идеи Сурешвары заложили основу целого направления адвайгы, по существу склонявшегося к представлению о существовании одной-единствениой души, которой всего лишь грезится весь остальной мир; в дальнейшем оно получило развитие в учении Сарваджнятмана (10—11 вв.) и окончательно оформилось в направлении дришти-срчштивада Пракашананды (16 — нач. 17 в.).
    Соч.: Naiskannyasiddhi. — “Bombay Sanskrit and Prakrit Series”, (Bombay), 1925, ¹ XXXVIII.
    Лит.: Balastibramanian R. The Taittirtyopanisad-bhдsya-vдrtika of Sureйvara. Madras, 1984.
    β. β. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "СУРЕШВАРА" в других словарях:

  • ШАНКАРА — (санскр. Sarnkara) философ, проповедник и реформатор индуизма, общепризнанный основатель адвайта веданты («недуалистическая веданта») как филос. системы, творивший, по современным датировкам, в 7 8 вв. Как полемист Ш. более всех др. индуистских… …   Философская энциклопедия

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА —         (санскр. адвайта недвойственность), др. инд. религ. филос. направление, разновидность веданты, характеризующаяся последоват. монизмом. Важнейший представитель Шанкара (кон. 8 9 вв.). Брахман, бог, выступает в А. в. в качестве единой и… …   Философская энциклопедия

  • АХАНКАРА —     АХАНКАРА (санскр. ahankàra, букв. делание я, слово я) в индийской мысли способность, ответственная за координацию объектов познания, желания и действия у субъекта опыта, которая гипостазируется в независимое от духовного центра индивида… …   Философская энциклопедия

  • МАНДАНА МИШРА —     МАНДАНА МИШРА (санскр. Mandana Misra) (7 8 вв.) мимансак, ведантист, представитель лингвофилософии. Согласно традиции, был учеником Кумарила Бхатты, но, будучи побежден в диспуте Шанкарои, стал последователем адвайта веданты и якобы принял… …   Философская энциклопедия

  • ПУРУШАРТХА —     ПУРУШАРТХА (санскр. purusartha цель человека) важнейшая категория индуистского мировоззрения и индийской “практической философии”, означающая основные цели человеческого существования. Первые свидетельства о пурушартае восходят ко 2 в. до н.… …   Философская энциклопедия

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА — [санскр. веданта недвойственности], первая религиозно философская школа, сложившаяся в рамках веданты. Вместе с тем А. в. обычно считается вершиной инд. религ. традиции, своего рода квинтэссенцией инд. мудрости; только здесь центральный тезис… …   Православная энциклопедия

  • ДЖИВА — [санскр. жизнь, живое существо, душа], одно из основных обозначений духовного начала в инд. религиях и философиях, имеющее нек рое сходство с европ. понятием «душа»; тесно связано с инд. понятием Атман. В литературе Вед Д. обозначает «жизнь»; в… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»