- СУБСТАНЦИЯ-СУБЪЕКТ
- СУБСТАНЦИЯ-СУБЪЕКТ
-
СУБСТАНЦИЯ-СУБЪЕКТ (первоначально от лат. substantia subiecta — субъект-субстанция, подлежащая субстанция). Термин “субъект-субстанция” введен Боэцием: идея креационизма предполагает, чтолюбая сотворенная субстанция обладает субъектностью. На основании субъектсубстанции создается всякое понятие, “ибо без субъекта не может быть понятия” (Боэций. Комментарий к Порфирию.— В кн.: Он же. “Утешение философией” и другие трактаты. М., 1990, с. 26). Единство субъекта (подлежащего) и субстанции составляет основание для высказывания. Абеляр, использовавший этот термин, обратил внимание на “подвижность субъект-субстанции” (Петр Абеляр. Диалектика. — В кн.: Он же. Тео=логические трактаты. М., 1995, с. 165): в отличие от Аристотеля, согласно которому “общее всякой сущности не находится в подлежащем” (“Категории”, 3 а 6), субъект (подлежащее) сказывается о субстанции, а субстанция сказывается об общем (всеобщем) субъекте, при этом с первого соскальзывают характеристики индивидуального при усилении всеобщего, а со второй — характеристики всеобщего при усилении индивидуального. В предложении “Сократ есть человек и разумное смертное животное” “Сократ” в качестве субъект-субстанции выражает отношение между единичностью (человек) и общим, родом (животное)(там же, с. 162). Последнее становится особенным, выраженным через индивидуальное, субъектное. Это создало иную ситуацию в логике, при которой категория субъекта в силу акта творения, оставляющего след в любой субстанции, становится более существенной, чем категория предиката: последний начинает выполнять роль статуса.В философии Нового времени происходит разделение субстанции и субъекта. На понятие субстанции были ориентированы Спиноза и Лейбниц, на философию субъекта — Кант и Фихте. Гегель вновь поставил вопрос о необходимости преодоления разрыва субстанции и субъекта, полагая, что при развитии сознания до уровня науки субстанция должна быть понята равным образом и как субъект. Но в отличие от средневековой философии субъект выступает здесь в объективированной форме абсолютного духа, а субстанция обладает способностью саморазвертывания и саморефлексии (понятие субстанции-субъекта). Эту живую субстанцию Гегель в “Феноменологии духа” характеризует как “бытие, которое поистине есть субъект или, что то же самое, которое поистине есть действительное бытие лишь постольку, поскольку она есть движение самоутверждения, или поскольку она есть опосредование становления для себя иною” (Соч., т. IV. М., 1959, с. 9). В этом смысле субстанция как субъект “есть чистая негативность”, “раздвоение простого или противополагающее удвоение, которое опять-таки есть негация этого равнодушного различия и его противоположности” (там же). Тождество субстанции-субъекта Гегель называет восстанавливающимся равенством, или рефлексией в себя самое в инобытии. Шеллинг в лекциях “К истории новой философии”, оспаривая абсолютизацию субъективности у Фихте и идею Спинозы, согласно которой субъект, полностью переходящий в объект, теряет самого себя, также развертывает объективное понимание субъекта, исходя из идеи тождества субъекта и субстанции (см. Натурфилософия).С. С. Неретина
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.