Субъект.

Субъект.
Субъект.- Слово С. имеет одно значение в логике, другое- впсихологии. В логике С. называется подлежащее суждения, т. е. предмет, окотором что-либо говорится или мыслится- другими словами, некоторыйобъект мысли. В психологии, наоборот, С. всегда противополагаетсяобъекту. Под С. психология разумеет активное самосознающее началодушевной жизни, которое противопоставляет себя внешнему миру и своимсобственным состояниям, рассматривая их как объект. Из этих двухупотреблений первое является более ранним, второе- болеераспространенным в наше время (см. Eucken, "Geschichte derphilosophischen Тегminologie", Лпц., 1879, стр. 203-204). Учениепсихологии о С. душевной жизни очень запугано. Главная причина этогозаключается в том, что психологи не проводят должного разграничениямежду природою С. и его самопознанием. Природа С. открывается израссмотрения общего характера душевной жизни, как жизни сознания. Жизньсознания, взятая в целом, имеет три специфических особенности. 1) нашеясное сознание узко: в Один момент времени мы можем созерцать толькоодин предмет. Это не значит, что предмет созерцания должен быть простили что впечатления не могут доходить до сознания иначе, как только поодному зараз. Такое мнение некогда существовало в психологии, но потомбыло оставлено. Экспериментальнопсихологические исследования новоговремени показали, что мы можем сразу сознавать несколько впечатлений:для этого нужно только, чтобы различные впечатления были объединены вкаком-либо отношении и представляли собой Один предмет созерцания. Нашисозерцания исходят из единого начала, которое, как единое, в Один моментвремени может иметь дело только с одним предметом. Но что это за начало?Нужно ли считать его простым явлением, которое сменяется с каждым новымпредметом созерцания? Или нужно видеть в нем реальную основу всейдушевной жизни? Ответом на этот вопрос служит другая особенность нашегосознания. 2) Жизнь нашего сознания течет без скачков и перерывов. В нейнет ни одного явления, которое возникало бы ex abrupto или стояло быособняком. Новые явления развиваются на почве предшествующих и как быподводят им итог; новые впечатления сознаются всегда в связи с наличнымпредметом созерцания и им определяются. Поэтому созерцаемые нами впредметах качества и количества всегда бывают относительные, а самыепредметы созерцания, последовательно проходящие пред нами, образуютсобой одно непрерывное целое, как бы Один объект. Этот объект, однаждыпоставленный нами в созерцании, не снимается никогда: он принимаеттолько различные формы, постепенно делаясь из неопределенного и простоговсе более раздельным и сложным. Созерцание его не прекращается, нужнодумать, и во время сна: оно переходит лишь из ясного в темное. Этимобъясняется, почему пробуждение служит не началом новой жизни сознания,а естественным продолжением прежней. Но если все предметы созерцания, скоторыми мы имеем дело в течение своей жизни, образуют собой однонепрерывное целое, то и все акты созерцания от начала до конца нашейжизни служат проявлением единого начала, лежащего в основе всей душевнойжизни. 3) Последнюю особенность сознания составляет его произвольность.Чем больше человек развивается, тем сложные делаются предметы егосозерцания, тем больше подробностей он может сразу обнять своимсознанием. Но, вследствие узости сознания, количество одновременносозерцаемых подробностей обратно пропорционально степени ясности ихсознания. Вследствие этого параллельно с развитием человека должно былобы происходить, по-видимому, постепенное потемнение сознания. Вдействительности, однако, этого не бывает. Чтобы лучше рассмотретькакой-либо предмет, человек по произволу сужает сферу своего созерцания.Такое сужение известно под названием внимании. Не всякое вниманиесопровождается сознательным усилием воли. На этом основании принятоговорить о непроизвольном внимании, в отличие от произвольного. Если,однако, присмотреться к условиям так называемого непроизвольноговнимания, то его произвольный характер сделается ясным. Непроизвольноевнимание привлекается предметами, которые: а) отвечают преобладающим внас интересам, б) имеют связь с волнующими нас чувствованиями или в)легче всего могут быть усвоены. Последнее бывает, когда предметы,подлежащие усвоению, уже знакомы или когда их действие сильно илипродолжительно. Все эти условия однородны: интересы и чувствованияуказывают на запросы воли; к естественным потребностям води относится илегкость изучения. Воля и ее запросы составляют, следовательно,последнюю основу не только произвольного, но и непроизвольного внимания.Но от внимания зависит направление нашей сознательной жизни.Следовательно, наша сознательная жизнь определяется в своем течении невнешними факторами, которые ее возбуждают, а нашими внутреннимипотребностями, запросами и целями. И значит, реальная основа или субъектдушевной жизни есть начало самопроизвольное, развивающее деятельностьдля удовлетворения своих потребностей. Познает себя субъект через свои обнаружения, сознаваемыенепосредственно. Всякое наше познавание заключает в себе две стороны,являясь актом сознания и самосознания. как акт сознания, оно дает намзнать, с чем мы имеем дело, какой предмет мы созерцаем пред собой- стол,стул. чернильницу, перо или что другое. Как акт самосознания, оноговорит нам, что, видя, напр., стол, мы спокойно созерцаем, а ненаходимся в состоянии волнения или желания. Эти две стороны даны бываютвсюду, хотя вследствие узости сознания никогда не сознаются с одинаковойясностью. Иногда более ясно сознается предмет, иногда- акт созерцания,смотря потому, на что бывает обращено наше внимание. Познание свое мыначинаем не с себя самих, а с внешнего мира, с окружающих тел; поэтому исвои обнаружения душевные первоначально мы познаем не в чистом виде, а всвязи с телесными явлениями. Изучая тела, мы выделяем из них одно,нераздельно связанное с нами. Мы замечаем, что это тело является в своемроде единственным. В отличие от других тел, оно не покидает нас никогда.Прикосновение к нему чего-либо постороннего мы не только видим, но ииспытываем. Перемены его являются в нашей жизни событиями, приятно илинеприятно волнующими наше существо. Через него мы исполняем своихотения; хотим мы что-нибудь приблизить к себе- приближаем к нему, хотимудалить от себя- удаляем от него. В результате у нас слагаетсяубеждение, что тело это и мы составляем одно, что его состояния- нашисостояния, его движения- наши действия. На этой ступени самопознания мыотожествляем заботы о себе с заботами о своем теле. Мало помалу у насразвивается способность отвлечения. Мы учимся отрывать свой умственныйвзор от ярких образов внешней, чувственной действительности исосредоточивать внимание на явлениях своего внутреннего, душевного мира.Мы находим в себе бесконечное разнообразие мыслей, чувствований ижеланий. Для нас становится очевидным, что в этих-то явлениях,непосредственно воспринимаемых нами, но сокрытых от непосредственноговзгляда других, и выражается наша сущность. Наше тело теряет в нашихглазах свое прежнее значение; мы начинаем смотреть на него, как навнешний объект, который, подобно другим телам, воспринимается внешнимичувствами и оказывает сопротивление нашей воле. Открыв явлениявнутреннего мира, мы пытаемся свести их к логическому единству. К этомупобуждают нас и присущее нашей мысли требование единства, и нашеестественное желание понять себя. Мы выдвигаем на первый планопределенную группу явлений, отвечающих коренным запросам нашей воли,нашему призванию, и с точки зрения этих явлений освещаем все остальныеявления нашей душевной жизни. У обыкновенных людей жизненное призвание вбольшинстве случаев не бывает ясно выражено; поэтому и взгляд их на себяне отличается устойчивою определенностью. Один взгляд имеет человек насебя, как на чиновника, другой- как на главу семьи, третий - как начлена товарищеского кружка и пр. Конечно, во всех этих взглядах должнобыть нечто общее, отвечающее индивидуальным особенностям человека; ноэто общее остается обыкновенно темным и неопределенным. С изменениемзапросов воли естественно должен меняться и взгляд человека на себя.Бывают случаи, что человек, под влиянием органического расстройства,неожиданно для себя проникается новым настроением и новыми стремлениями.Потребность объяснить новое свое состояние приводит его к новому взглядуна себя. Какой-нибудь столяр вдруг приходить к мысли, что он германскийимператор, и в этом смысле начинает действовать и истолковывать всеизвестные факты своей жизни, Если при этом он наталкивается на факты,стоящие в явном противоречии с принятой им точкой зрения, он совершеннопоследовательно отвергает эти факты и приписывает их постороннейличности. Подобные случаи известны под названием "раздвоения личности".На самом деле в этих случаях не происходит никакого разделения личности:субъект остается единым, его рассуждения логически последовательными, ноу него получаются странные выводы, потому что он выходит из странных дляздорового человека предположений. Некоторые мыслители отрицают субстанциальную природу субъекта, считаяего простым призраком или выражением связи между явлениями сознания. Этоучение известно под именем феноменализма. Представителями его служат: а)чистые эмпирики, которые не хотят знать ничего кроме явлений и ихвременных связей; б) материалисты, для которых душевная жизнь не более,как ряд явлений, пассивно сопровождающих мозговые процессы, и в)пантеисты, по взгляду которых, существует только одна субстанция -Божественная, а человек и его психофизическая жизнь - простой модусБожества. Все эти взгляды не согласуются с данными внутреннего опыта. Литература. Лотце, "Микрокозм" (М., 1866, т., 1, кн. II, гл. 1 и 5);Гогоцкий, "Программа психологии" (Киев, 1880, стр. 32 и след.);Снегирев, "Психология" (Харьк. 1893, стр. 288-324); Фонсегрив, "Элементыпсихологии" (Сергиев Посад, 1900, стр. 204-213); Спенсер, "Основанияпсихологии" (СПб., 1876. т. 1, стр. 151-168; т. II, стр. 353-368; т. IV,стр. 152-200); Милль, "Обзор философии сэр Вильяма Гамильтона" (СПб.,1869, гл. XII); Джемс, "Психология" (СПб., 1896, стр. 132-168); Рибо,"Болезни личности" (М., 1877); Лопатин "О реальном единстве сознания"("Вопросы филос. и психол." 1899. кн. 49, стр. 600-623 и кн. 60, стр.861-880); Козлов, "О множественности состояний сознания" ("Философ.Трехмесячник", 1886); Серебреников, "Самооткровение духа, как источникего познания" ("Христ. Чтен.", 1897, ч. 1, стр. 424-439); его же,"Опытная психология и ее методы" ("Христ. Чтение", 1899, ч. 1, стр.639-677). В. С.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Субъект." в других словарях:

  • СУБЪЕКТ — (от лат. subjectus лежащий в основе) 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже …   Философская энциклопедия

  • СУБЪЕКТ — (лат. subjectum, от subjicere подвергать). В логике подлежащее суждение; лицо действующее, в противоположность объекту. Предмет, лицо, о котор. говорится: это подозрительный субъект. В юрид. знач.: лицо действующее. В музыке: темы в двойных и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Субъект —  Субъект  ♦ Sujet    То же, что субстанция или ипостась. В логике субъектом называют предмет речи, которому присвоен тот или иной предикат. Например, в высказывании «Земля круглая» слово «Земля» – это субъект, а слово «круглая» – предикат.… …   Философский словарь Спонвиля

  • СУБЪЕКТ — СУБЪЕКТ, субъекта, муж. (от лат. subjectum подлежащее). 1. То же, что подлежащее (грам.). 2. В логике предмет суждения, который определяется и раскрывается в своем содержании предикатом (филос.). 3. Тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и… …   Толковый словарь Ушакова

  • субъект — лицо, личность, особа, персона, фигура; подлежащее; субчик, типик, типчик, штучка, фрукт, человек, существо, гусь, гаврик, джек, штука, тип, гусь лапчатый, хмырь, элемент, хмырик, молодчик, птица Словарь русских синонимов. субъект см. тип Словарь …   Словарь синонимов

  • СУБЪЕКТ — в языкознании термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического субъектов. Грамматический субъект подлежащее …   Большой Энциклопедический словарь

  • Субъект — в информационных процессах активный компонент; участник процесса информационного взаимодействия. В качестве субъектов может выступать пользователь, устройство или компьютерный процесс. По английски: Subject См. также: Информационные… …   Финансовый словарь

  • СУБЪЕКТ — экономический, хозяйствующий (от лат. subjectum лицо, субъект) лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек, семья, предприниматель, предприятие, государство. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… …   Экономический словарь

  • Субъект — СУБЪЕКТ. См. Подлежащее. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 …   Литературная энциклопедия

  • субъект — (от лат. subjectum подлежащее) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»