СКЛАДКА

СКЛАДКА
СКЛАДКА
    СКЛАДКА (франц. le pli) — понятие топологического класса, использующееся в основном как наглядная модель для описания сложных типов взаимодействия между гетерогенными элементами феноменологического опыта (в эстетике, онтологии и теории познания, семиотических исследованиях культуры). Близко идеям “фрагмента”, выработанным в негативной диалектике (от С. Кьеркегора до В. Беньямина и Т. В. Адорно). Два основных направления интерпретации: складка как разрыв, пустота и как неразрывное сгибание. Так, Мерло-Понти в работе “Видимое и невидимое” (Le visible et l'invisible, 1964) попытался дополнить экзистенциальную феноменологию топологией восприятия: воспринимаемое и воспринимающий находятся в непрерывном перцептивном цикле, при котором воспринимающий становится воспринятым, а переход от воспринимающего к тому, чтоим воспринимается и обратно, создает эффект складки двух разнонаправленных сил восприятия, существующих в единстве-напряжении, сплетающихся между собой вплоть до образования единой перцептивной ткани, которую Мерло-Понги называл плотью (chair). Внешнее есть способ бытия внутреннего и между ними нет границы, которая не принадлежала бы им обоим (образец: лента Мебиуса).
    Наиболее полную разработку понятие складки получило в работах Ж. Делёш “М. Фуко” (1986, рус. пер. 1997), “Складка. Лейбниц и Барокко” (1988, рус. пер 1998). Французское понятие “pli” отсылает не только к складке, но и к понятию сгиба, сгибания и разгибания (pli, repli, depli), a также к “двойнику” (удвоению, отражению, взаимоналожению). Динамическая, “силовая” модель складки определяется противоборствующими силами, каждая из которых пытается взять верх над другой (силы сгибания, сгиба). Причем складывание -это не сгибание, ибо сгибать — это преодолевать сопротивление материала (или той, всегда внешней, силы, которая сохраняет форму сгибаемого), это значит прикладывать силу к материалу, который достаточно пластичен, чтобы уступить внешней для него силе запечатлеть на себе ее воздействие. Понятие складки относится к внутренней, эндогенной па
    мяти материи, в то время как физика, механика, математика сгиба относятся к экзогенной памяти, определяемой всегда внешними друг другу силами.
    Третье понятие, активно используемое Делезом в развертывании понятия складки как мыслительной формы, — это линия внешнего, или мировая линия, или линия линий, т. е. не те линии, которые видимы, ощущаемы или представляемы, а те, что подчиняются законам, действующим имманентно, и потому невидимы. Внешняя всем другим линиям и себе — это мировая линия совершенства. Поискам законов этой удивительной линии посвятили себя Лука Пачоли, Леонардо да Винчи, Г В. Лейбниц, У. Хогарт и др. Эта линия не может быть актуализована, она остается виртуальной. Если складка/ сгиб — это процесс и результат действия сил, точка их актуализации (игры сил), то линия внешнего — это мировое отклонение, “отклоняющаяся кривая”, создающая условия для возможного сгиба или складывания, равнодействующая, по Лейбницу, в материи, организмах и душах. Эта линия реальна и виртуальна. Именно в силу ее свойств как образа мировой линии она является бесконечно дифференцирующей мир математической линией (исчисление бесконечно малых Лейбница). С. М. Эйзенштейн, П. Клее также мечтали о совершенной мировой линии.
    Аналогом подобной линии в лейбницевской картине мира является принцип предустановленной гармонии. Эта линия всегда внешняя и по отношению ко всем силам, действующим в материи (складки, складывания), и ко всем силам души (сгибы и сгибания). В душе могут быть только сгибы, а в материи — только складки, душа сгибается, но материя складывается. Душа имеет форму, в то время как материя ее постоянно теряет. Форма души находит свое выражение в игре сил, и как только она прекращается, душа тут же гибнет. Вот почему душа может быть “несгибаемой”, “крепкой как сталь”, способной противостоять и “сгибаться под тяжестью грехов”, в то время как материя складывается, покрывается складками, когда принимает в себя действующую на нее силу, но не может сгибаться неустанно, если же предел ее сопротивления достигнут, то она или распадается или переходит в иное состояние.
    П. Флоренский, интерпретируя одежные складки (их иконографическую эволюцию в европейской и отечественной живописи), вводит различие между актуальными, видимыми складками и потенциальными: одежные складки, частые в древней живописи, являются визуальными знаками потенциальных складок. Складка потенциальна: совмещение двух чувственных поверхностей (когда осязательная поверхность, воспринимаемая в своей кривизне, полностью совпала бы с кривизной зрительной поверхности) исключено в принципе. Складка есть виртуальная линия сгиба одной чувственной поверхности в другую, она дает изображение, оставаясь идеальной, не данной прямому усмотрению. В качестве виртуальной линии она указывает на путь, и созерцающий глаз должен его пройти, чтобы художественное изображение приобрело смысл (так, Андрей Белый видит в разного рода складках, которые допускаются в древнегреческой скульптуре, определенную функцию, предицирующую будущее движение фигуры), чтообъясняет пластический источник известной “легкости” и “подвижности” античных образцов. Исследования Л. Жегина, посвященные “иконным горкам”, также включают топологические размерности “складывания”, “разлома”, “вздымания”, “трансформации” и др.
    Лит.: Флоренский П. А. Иконостас. М., 1990; Жегин Л. Язык живописного произведения. М., 1970; Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; Арнольд В. И. Теория катастроф. М., 1990.
    В. А. Подорога

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СКЛАДКА" в других словарях:

  • складка — См. кривизна, строй …   Словарь синонимов

  • СКЛАДКА — СКЛАДКА, складки, жен. 1. Полоса ткани или бумаги, загнутая и ровно сложенная вдвое. Заложить складку (сделать). Распороть складку. Отутюжить складку. Зашить складку. Блузка с мелкими складками. Юбка в складку. || Прямолинейный сгиб на ткани.… …   Толковый словарь Ушакова

  • СКЛАДКА — (фр. pli) понятие классической и современной философии (Лейбниц, Хайдеггер, Мерло Понти, Делез, Деррида, Фуко), обретающее категориальный статус в границах философии постмодернизма. Выступило значимым терминологическим средством фрагментарного… …   История Философии: Энциклопедия

  • СКЛАДКА — (складчатая деформация) форма нарушенного залегания слоев горных пород, характеризующаяся их изгибом без разрыва сплошности …   Большой Энциклопедический словарь

  • СКЛАДКА — СКЛАДКА, в геологии см. ФЛЕКСУРА …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • СКЛАДКА — СКЛАДКА, и, жен. 1. Ровно сложенная вдвое и загнутая полоска на изделии из ткани, бумаги. Заложить складку. Распороть складку. Юбка со складками или в складку. 2. Прямолинейный сгиб на ткани. Брюки с отутюженными складками. 3. Морщина, отвислость …   Толковый словарь Ожегова

  • СКЛАДКА — см. Складки (складчатые деформации). Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 …   Геологическая энциклопедия

  • складка — СКЛАДКА, и, ж. Складчина, совместная покупка. В складку купить. На складку по тысяче …   Словарь русского арго

  • складка — Оболочка, составленная из пластинок, срединная поверхность которой развертывается на плоскость. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 82. Строительная механика. Академия наук СССР. Комитет научно технической терминологии. 1970 г.] Тематики… …   Справочник технического переводчика

  • складка — Изгиб или искривление слоя горных пород, плоскостей напластования (вплоть до обратного падения), не нарушающие сплошности составляющих их пород, возникают под действием напряжений в земной коре и в зависимости от силы напряжений и характера… …   Словарь по географии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»