- САТ-ЧИТ-АНАНДА
- САТ-ЧИТ-АНАНДА
-
САТ-ЧИТ-АНАНДА (санскр. saccidänanda — реальностьсознание-блаженство) — традиционное ведантистское определение высшего Брахмана. С точки зрения адвайта-веданты Шанкары этот Брахман по сути своей лишен каких бы то ни было свойств или атрибутов (ниргуна-брахма), а это значит, чтомы имеем дело не с тремя разными характеристиками, но с собственной природой (сва-рупа) Брахмана. В силу несовершенства и ограниченности вербального знания нам приходится употреблять три разных слова, тогда как все они метафорически описывают одну и ту же сущность. По словам Шанкары, “сознание — его собственная вечная природа, подобно тому как свет и жар [составляют собственную природу] огня. Ибо нет здесь разделения на качество и его носителя” (Комментарий на “Брахма-сутры”, 11.3.29). В позднейших вишнуитских направлениях веданты, в частности в вишишта-адвайте Раманудяси, тройственное определение обозначает как раз свойства, или модусы проявления, Брахмана, иначе говоря, он рассматривается как реальный и вечно блаженный Бог-творец Ишвара, выступающий субъектом познания и действия, наделенный множеством благих качеств. Ведантистская триада сат-чит-ананда может быть соотнесена с неоплатонической триадой ούσία-νοΰς-ζωή (сущеё-духжизнь), напр. у Прокяа, где каждый из трех элементов объемлет собою два других.Н.В.Исаева
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.