- ПРАМА–АПРАМА
- ПРАМА–АПРАМА
- (санскр. pramā–apramā, от корня mā – измерять, приставки pra и ā – отрицание) – в индийской философской школе ньяя> общее обозначение достоверного и недостоверного знания. Прама есть результат действия четырех источников (прамана>) – восприятия (пратьякша>), логического вывода (анумана>), сравнения (упамана>) и словесного свидетельства (шабда>). Прама выступает как разновидность «презентативного» познания (anubhava), имеющего дело с реально существующим объектом, в отличие от припоминания (смрити>), считающегося «репрезентативным» познанием, т.е. познанием не самого объекта, а его мысленного образа. Соотносительные понятия: праматва (pramātva), или праманья (prāmānya), «истинность», «достоверность» – универсальное свойство всех форм достоверного познания, прамея – объект достоверного познания, праматри (pramātṛ) – субъект и прамити (pramiti) – результат. Апрама выступает следствием действия недостоверных источников, среди которых философы ньяи называют сомнение (саншая>), заблуждение (помимо чисто зрительных оптических иллюзий, логическое заблуждение, а также и своего рода метафизическое заблуждение – приверженность ложным учениям (см. Кхьяти-вада>) и тарку (гипотетический аргумент).
В.Г.Лысенко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.