САМАВАЯ

САМАВАЯ
САМАВАЯ
    САМАВАЯ (санскр. samaväya — присущность) — одна из категорий (падартха) индийской философской школы вайшешика, обозначающая особо тесное отношение между двумя разными сущностями. В отличие от чисто механической связи (samyoga) придает своим элементам целостность и единство, вне которого они просто не существуют. Вайшешики определяют это отношение термином “аютасиддхи” — “нераздельное существование”.
    Введение в вайшешику категории “самавая” было вызвано необходимостью объяснить особо прочный характер отношений причины и следствия, части и целого, субстанции и качества, универсалий и их субстратов. Без самаваи вселенная вайшешики оказалась бы разделенной на никак не связанные друг с другом падартхи — субстанции, качества, движения, универсалии и “конечные различители” (см. Вишеша). Критики этой категории выдвигали следующий аргумент: если благодаря отношению присущности целое становится отличным от суммы своих частей, то само это отношение тоже должно отличаться от того, чтооно связывает, поэтому для его объяснения надо ввести еще одну присущность, затем еще одну для объяснения отношения предыдущей присущности и того, чтоона связывает, и так до бесконечности (ср. “третий человек” Платона). Чтобы избежать упреков в регрессе в бесконечность (анавастха), вайшешики отрицают, чтохарактер самаваи меняется в зависимости от того, чтоона связывает: самавая между частями и целым та же самая, что и самавая между качеством и субстанцией. Т. о., она едина и к тому же не ретрофлексивна, т. е. членом отношения присущности не может быть сама эта присущность, поскольку она не добавляется к вещам, а как бы сливается с ними. В вопросе о воспринимаемости самаваи мнения вайшешиков разделились: одни считали, чтоона воспринимается непосредственно органами чувств, другие (среди них Прашастапада) выводят ее из таких выражений, как, напр.: “это находится в том”. Именно по отношению к самавае вайшешики определяют две из трех главные причины в производстве следствия — самаваи-карана и асамаваи-карана (см. Караиа-карья).
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "САМАВАЯ" в других словарях:

  • Самавая — комбинация; союз; соединение; постоянная и неразделимая связь или сущность; существование одной вещи в другой …   Словарь йоги и веданты

  • ВАЙШЕШИКА —         (санскр., от вишеша различие, особенность), др. инд. филос. школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к нъяе, с которой образовала позднее единую школу; по происхождению отражает,… …   Философская энциклопедия

  • ВАЙШЕШИКА — [санскр. , от особенное, отличное], инд. философская школа, одна из 6 ортодоксальных даршан. Признавая авторитет Вед, В. развивает свои доктрины на независимых основаниях. Наиболее известна своей системой категорий (падартха) и учением об атомах …   Православная энциклопедия

  • ПРАШАСТАПАДА — (см. ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА) Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ПРАШАСТАПАДА …   Философская энциклопедия

  • НАВЬЯ-НЬЯЯ —         (санскр. новая ньяя, т. е. новый метод, новая логика, в противоположность старой классич. ньяе), поздний вариант инд. филос. школы ньяя, отличающийся преимуществ. интересом к проблемам логики, а также эпистемологии, грамматики и физики.… …   Философская энциклопедия

  • Панини — (санскр. पाणिनि, Pāṇini  предположительно около V века до н. э.)  древнеиндийский лингвист, представитель северной школы в древнеиндийском языкознании, один из предтеч современной структурной лингвистики, порождающей… …   Википедия

  • Вайшешика — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • ВИШУДДХА-АДВАЙТА —     ВИШУДДХА АДВАЙТА (санскр. visuddha advaita, букв, чистая недвойственность) философская школа вишнуитского направления в рамках веданты, основателем и крупнейшим представителем которой был Валмбха. Брахман в вишуддха адвайте не только… …   Философская энциклопедия

  • ЧАНДРАМАТИ —     ЧАНДРАМАТИ (санскр. Candramati, др. имя Maticandra) (ок. 5 6 вв.) индийский философ, последователь вайшешики. Автор трактата “Дашападартхашастра” (“Наука о десяти категориях”), в котором содержится учение, отличающееся от классической… …   Философская энциклопедия

  • Упаданакарана — материальная причина, подобно глине для изготовления горшка Это называется Самавая Карана в философии Ньяя …   Словарь йоги и веданты


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»