ПРАШАСТАПАДА


ПРАШАСТАПАДА
ПРАШАСТАПАДА

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ПРАШАСТАПАДА
    ПРАШАСТАПАДА (Prasastapдda) (др. имена: Прашастамати, Прашастадева, Прашастакарадева) (ок. 4—6 вв.) — индийский философ, главный систематизатор учения ваишешики, автор “Падартхадхармасанграхи”. Несмотря на то, что базовым текстом школы вайшешика являются “Вайшешика-сутры”, сочинение Прашастапады пользовалось гораздо большим авторитетом, о чем свидетельствует значительное количество комментариев к нему, среди авторов которых — крупнейшие средневековые мыслители Вьомашива, Шридхара и Удаяна. Еще четыре комментария были созданы в период навья-ньяи Джагадишей, Падманабхамишрой, Маллинатхой и Шанкарамишрой.
    С точки зрения Э. Фраувалльнера, сочинение Прашастапады, посвященное шести категориям (падартха), было “ортодоксальной реакцией” на версию ваишешики с десятью категориями, предложенную Чандрамати. Он также считает, что, судя по знакомству Прашастапады с достижениями буддийских логиков, он не мог жить раньше 2-й пол. 6 в. Существуют и другие датировки его жизни (Ф. И. Щербатской предполагает, что он мог быть современником Васубандху и жить в 4—5 вв).
    “Падартхадхармасанграха” разбита на шесть книг (нирупана) в соответствии с категориями: “субстанция” (аравья), “качество” (гуна), “движение” (карма), “общее” (саманш), “особенное” (вишеша) и “присущность” (самавая), каждая из которых подразделяется на части (пракараны), посвященные подвидам категорий, ав отдельных случаях сходным и различительным характеристикам как самих категорий, так и их видов. Возможно, что именно Прашастапада вводит концепцию шести категорий вайшешики, в отличие от трех в “Вайшешика-сутрах”, десяти у Чандрамати и семи у авторов ньяявайшешики. Существенным нововведением Прашастапады является учение о космических циклах — космической ночи (пралая) и последующем творении (сарга) мира из атомов, в котором на правах демиурга участвует бог Ишвара. положившее начало теистической традиции вайшешики. К 17 качествам “Вайшешика-сутр” Прашастапада добавляет 7 новых, вводит деление движений на “сознательные” и “бессознательные”, разрабатывает теорию числа, формулирует систематические основы реализма универсалий. Вслед за буддийским логиком Дигнагой Прашастапада различает два этапа чувственного познания — чистое восприятие без предикации (нирвикальпа пратьякша) и восприятие с приписыванием характеристик (савикальпа пратьякша), классифицирует логический вывод на “вывод для себя” и “вывод для другого”. Не без влияния буддийской логики формулирует правило выводного знака (трайрупья), чтопридало его концепции логического вывода более дедуктивный характер, чем у соответствующей доктрины иайяика Ватсьяяны.
    Соч.: Prasastapadabhдshyam ofPrasasta Devдcarya with commentaries (up to Dravya) Sukti by Jagadisa Tarkalankaara, Setu by Padmanabha Misra and Vyomavatо by Vyomasivacharya, ed. by M. M. Gopоnath Kaviraj and Panditraj Dhundhiraj Shastri. Varanasi, 1983; With the Commentary Kiranavalî of Udayanacarya, ed. by Jitendra S. Jelty Baroda 1971 ; With the Commentary Nyâyakandalî of artdhara, ed. by Vindhyesvan Prasad Dvivedin, 1984 (англ. пер. G.Jha. Benares, 1982). Word Index to the Prasastapadabhasya. A Complete Word Index to the Printed Editions of the Prasastapada, ed. by J. Bronkhorst and Y. Rainseier, Delhi, 1994.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ПРАШАСТАПАДА" в других словарях:

  • ПРАШАСТАПАДА —         (ок. V в н. э.) крупнейший философ школы вайшешика, автор трактата Падартхадхармасанграха ( Компендиум свойств, предицируемых предметам, которые называются словами ). Дополнил перечень качеств вайшешики с 17 в исходных сутрах до… …   Словарь индуизма

  • АНУМАНА —     АНУМАНА (санскр. anumàna, anu mà измерять вслед за чем то или в соответствии с чем то) термин индийской логики и эпистемологии, обозначающий логический вывод, считавшийся вторым после восприятия источником достоверного познания (прамана).… …   Философская энциклопедия

  • БХРАМА —     БХРАМА (санскр. bhrama заблуждение, другой термин viparyaya) в индийской философии ошибка, заблуждение, разновидность неистинного познания (апрама, см. Прама апрама). Среди индийских философов многие придерживались мнения, что, поскольку у… …   Философская энциклопедия

  • Миманса — (санскр., буквально исследование, рассуждение)         одна из шести основных философских систем Индуизма, занимавшаяся толкованием Вед (См. Веды). Называется также карма миманса («миманса действия») и пурва миманса («первая миманса»), в отличие… …   Большая советская энциклопедия

  • УНИВЕРСАЛИИ — (от лат. universalis общий) общие понятия. В филос. проблеме онтологического и гносеологического статуса У. ставится вопрос о том, что такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как возможно рациональное понятийное познание, как… …   Философская энциклопедия

  • ВАЙШЕШИКА —         (санскр., от вишеша различие, особенность), др. инд. филос. школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к нъяе, с которой образовала позднее единую школу; по происхождению отражает,… …   Философская энциклопедия

  • СУТРА —         (санскр., букв. нить, отсюда путеводная нить, линия поведения, правило, данное в виде изречения, руководство, план), в др. инд. филос. литературе афористич. высказывание, содержащее утверждение филос. характера (определение понятия или… …   Философская энциклопедия

  • Лысенко, Виктория Георгиевна — Виктория Георгиевна Лысенко Дата рождения: 22 марта 1953(1953 03 22) (59 лет) Место рождения: Пржевальск,Иссык Кульская область,Киргизия Основные интересы: философия раннего буддизма, вайшеш …   Википедия

  • Виктория Георгиевна Лысенко — Лысенко, Виктория Георгиевна (22 марта 1953, Пржевальск, Киргизская ССР)  советский российский философ. Окончила философский факультет МГУ (1976). Кандидат философских наук (1982), доктор философских наук (1998). Главный научный сотрудник ИФ РАН …   Википедия

  • Виктория Лысенко — Лысенко, Виктория Георгиевна (22 марта 1953, Пржевальск, Киргизская ССР)  советский российский философ. Окончила философский факультет МГУ (1976). Кандидат философских наук (1982), доктор философских наук (1998). Главный научный сотрудник ИФ РАН …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.