- “РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ”
- “РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ”
-
“РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ” (The Russian Religious Mind) — написанное на английском языке сочинение Г. П. Федотова, задуманное как обширное исследование по истории русской духовной культуры с 10 по 20 в. Первый том “Киевское христианство: с десятого по тринадцатый век” (Kievan Cristianity: The Tenth to the Thirteenth Centuries),Bbiuien в 1946 (переиздания в 1960,1966), второй — “Средние века: с тринадцатого по пятнадцатый век” (The Middle Ages: The Thirteenth to the Fifteenth Centuries) — в 1966 под ред. протоиерея Иоанна Мейендорфа. Стимулирующее влияние на замысел книги оказало сочинение H. Bremond “Histoire littéraire du sentiment religieux en France” (v. 1—11,1916—33) и работа А. П. Кадлубовского “Очерки по истории древнерусской литературы житий святых” (1902). К предваряющим исследованиям можно отнести книги Федотова “Святые Древней Руси” (1931) и “Стихи духовные. Русская религиозная вера по духовным стихам” (1935), Цель сочинения — описание “субъективной стороны религии”, феноменов религиозного сознания, выявление особенностей русской духовности на фоне византийской ортодоксальной и латинской западной версии христианства. В киевском христианстве, ставшем, по Федотову, “золотым критерием”, образцом для русского религиозного сознания, сложились важнейшие элементы национального духовного типа. К наиболее значимым чертам русской религиозности этого периода Федотов относит эстетизм (особое переживание красоты мира), космологизм (религиозное освящение природы), дуализм византийской моральной доктрины страха Божьего и чисто русской этики милосердия, сострадания, умиления (обусловленный образами Христа-Вседержителя, Небесного Царя, Судии и Христа смиренного, уничиженного, страдающего), кенотизм (готовность к страданию, умалению, кротости, послушанию как буквальное уподобление Христу, доступное не только монахам, но и мирянам), религиозный национализм (осмысление религиозного призвания новокрещеного народа среди других христианских наций, свободное от синдрома национального мессианизма, характерного для Московской Руси).Второй том книги, посвященный духовности русского Средневековья, не был завершен Федотовым и вышел после его смерти в редакторском варианте. По замыслу этот том должен был стать расширенной версией книги “Святые Древней Руси” (некоторые главы в русском и английском вариантах совпадают). Русское Средневековье (14—15 вв.) стало, по мнению Федотова, “золотым веком” святости. Созерцательный мистицизм, практика “умной” молитвы, знаменующие напряженность духовной жизни, смягчение гуманизации аскетического идеала, закрепившее в русской святости палестинскую монашескую традицию, достигают (как и расцвет древнерусского искусства) своего апогея. В Московской Руси времен Ивана Грозного духовный подъем постепенно угасает, уступая место обрядовому благочестию православного царства. Специфическим проявлением русского кенотизма в этот период он считает юродство, отсутствовавшее в Киевской Руси, но известное византийской традиции. Однако русский юродивый не только “человек Божий”, принимающий поношение от мира, но и в некоторых случаях фактически единственный обличитель греховной власти. “Русская религиозная мысль” по предмету и методу исследования беспрецедентна в русской и зарубежной историографии и сохраняет в полном объеме свою научную ценность в наше время.Лит.: Карпович Μ. Μ. Рецензия на кн.: FedotovG.P. The Russian Religious Mind. Kievan Christianity. The Tenth to the Thirteenth Centuries,— “Новый журнал”, 1947, ¹ 16.M. Г. Галахтин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.