русская идея

русская идея
русская идея
    РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный Вл. С. Соловьевым в 1887—88. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. (E. H. Трубецкой, В. В. Розанов, Вяч. Иванов, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, И. А Ильин, Л. П. Карсавин и др.) для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества. Общий замысел русской идеи Соловьева относится ко времени, когда он испытал разочарование в своих первоначальных надеждах, близких к славянофильству, на русский народ как на носителя будущего религиозно-общественного возрождения для всего христианского мира. В 1888 в Париже он прочел доклад “Русская идея”, который был посвящен вопросу “о смысле существования России во всемирной истории”. Сущность русской идеи совпадаете христианским преображением жизни, построением ее на началах истины, добра и красоты. Для русской идеи, считал Соловьев, несостоятельно подчеркивание любой односторонней этнической ориентации, в т. ч. вытекавшей из панславизма (в этом он был близок к К. Н. Леонтьеву). Отсюда призыв Соловьева к единству Востока и Запада в рамках учения о всемирной теократии. Соловьевская формулировка русской идеи соответствовала всему строю его философии всеединства и наряду с идеей Достоевского о “всемирной отзывчивости” русской души сыграла важную роль в развитии русской философии, послужила обоснованием культурного подъема в России начала 20 в.
    В 10-е гг. 20 в. окончательно сложился классический жанр сочинений о русской идее, которому посвятили свои труды многие ведущие русские мыслители. Этому жанру свойственна особая образность, не связанная с выработкой какого-либо однозначного “научного” определения русской идеи. Особенно ярок вклад Розанова с его литературно-философской стилистикой “Уединенного” (1912 [см. “Уединенное”]), “Опавших листьев” (1913, 1915), “Апокалипсиса нашего времени” (1917—18). По мнению Карсавина, главного философа евразийства, русская идея, понятая Соловьевым и Достоевским как религиозно-общественный идеал, обращенный в будущее, должна быть интерпретирована более узко и определенно — как конкретизация “субъекта русской культуры и государственности” (Восток, Запад и русская идея. Пг., 1922). Евразийцы выступили инициаторами создания нового полидисциплинарного учения — “россиеведения”, соединяющего усилия философов, обществоведов, естествоиспытателей. Здесь русская идея получила более конкретное и многостороннее культурологическое, этнологическое и “теософское” (термин П. Н. Савицкого) обоснование. Основатель евразийства Н. С. Трубецкой подчеркивал плодотворность для России “экономического западничества”, т. е. следования западной экономической модели, и одновременно осуждал “космополитизм” и “интернационализм” как неприемлемые для России формы ложного “стремления к общечеловеческой культуре”. И. А. Ильин, крупнейший теоретик линии государственников, не примыкал к “утопическому этатизму” евразийцев, считая и Февраль и Октябрь катастрофой для российской государственности. Главной целью Ильина была реабилитация ценностей консерватизма и обоснование русского национализма и патриотизма, понятых, однако, не как политико-идеологические, а как духовно-культурные явления. Не вступая в прямую полемику с Достоевским и Соловьевым, Ильин тем не менее определенно высказался против “христианского интернационализма”, понимающего русских как “какой-то особый “вселенский” народ, который призван не к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры, а к претворению и ассимиляции всех чужих, иноземных культур” (Путь духовного обновления. — В кн.: Путь к очевидности. М., 1993, с. 244).
    Апогеем классического жанра сочинений о русской идее стала книга Н. Бердяева “Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века” (Париж, 1946). Бердяев по существу выразил несогласие с русской идеей Соловьева. Не отказываясь от христианских перспектив и измерения русской идеи, Бердяев в то же время отчетливо заявил о существовании собственных национальных, духовно-метафизических интересов России, что в его понимании является главным итогом последнего этапа развития отечественной мысли. Россия так и не смогла принять новоевропейский гуманизм с его формальной логикой, “секулярной серединностью”. Нужно движение вперед к эпохе Св. Духа, к новой коммюнотарности (общественности, соборности). Характерным и новым качеством бердяевской метафизики национального духа было восприятие русской интеллектуальной истории как целостности, без изъятий и искусственных перерывов ее органического развития. В 10-ю главу своей “Русской идеи” Бердяев поместил и Петра I, и декабристов с Радищевым, Белинского и Пушкина, Достоевского и Гоголя, славянофилов и Тютчева, Соловьева, Толстого, Герцена, Розанова, Чернышевского, Писарева и Ленина, Кропоткина и Бакунина, Михайловского, Леонтьева, Федорова, культурное возрождение начала 20 в.
    Религиозная философема русской идеи несет на себе печать своеобразия метафизического духа ее классических исследователей — от Соловьева до Бердяева и отражает более чем столетний опыт философских дискуссий, не прекращающихся и поныне.
    Лит.: Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж, 1955; О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Лосский Н. О. Характер русского народа. — Он же. Условия абсолютного добра. М., 1991; Русская идея. М., 1992; Русская идея и современность. М., 1992; Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность. М., 1993; Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М., 1993; Сербиненко В. В. Владимир Соловьев. Запад, Восток и Россия. М., 1994; Ванчугов В. В. Очерки истории философии “самобытно-русской”. М., 1994; Billington J. М. The Icon and the Axe. An Interpretive History of Russian Culture. N. Y., 1966.
    M. A. Маслин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "русская идея" в других словарях:

  • Русская идея — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание Русского народа[1]. Особую актуальность русская идея приобрела после краха СССР и последовавшего за ним духовного вакуума. На неё возлагают особые надежды по возрождению …   Википедия

  • РУССКАЯ ИДЕЯ — «РУССКАЯ ИДЕЯ», Россия Великобритания, BFI TV/ТРИТЭ/СКИП ФИЛЬМ/РОСКОМКИНО/СТВ, 1995, ч/б, 51 мин. Монтажный фильм. Фильм в 4 х частях с эпилогом на материале русской и советской киноклассики, иллюстрирующий авторское представление о понятии… …   Энциклопедия кино

  • «РУССКАЯ ИДЕЯ» — – сочинение Вл.Соловьева. Весной 1888 Соловьев прибыл в Париж с целью издать на французском языке обширное сочинение «La Russie et l’Eglise universelle» («Россия и Вселенская Церковь»). Решив познакомить публику с основными идеями этого сочинения …   Философская энциклопедия

  • РУССКАЯ ИДЕЯ — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа. Эта идея формулирует то, что русскому народу уже присуще, что составляет его благую силу, в чем он прав перед лицом Божиим и самобытен среди всех других …   Русская история

  • Русская идея —    философский термин, введенный В. С. Соловьевым в 1887–1888 гг. Широко использовался рус. философами в кон. XIX и XX в. (Е. Н. Трубецкой, Розанов, В. И. Иванов, Франк, Федотов, И. А. Ильин, Бердяев и др.) для интерпретации рус. самосознания,… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • «Русская идея» — философское понимание, обобщенно выражающее духовные ценности русского народа, способствующие его выживанию и сплочению в трагические моменты национальной истории и возрождению по их завершению. «Русская идея» сплачивает огромную популяцию… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный В. С. Соловьевым в 1887 1888 гг. Широко использовался рус. философами в кон. XIX и XX в. (Е. Н. Трубецкой, Розанов, Иванов, Франк, Федотов, И. А. Ильин, Бердяев и др.) для интерпретации рус. самосознания, культуры,… …   Русская философия: словарь

  • РУССКАЯ ИДЕЯ — идея особой судьбы и предназначения России, которая разрабатывалась отечественной философией и культурой XIX начала XX вв. (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В. Соловьев, Н.А. Бердяев). Доминирующий мотив русской идеи признание ее миссии… …   Тематический философский словарь

  • РУССКАЯ ИДЕЯ — философский термин, введенный В. С. Соловьевым в 1887 – 1888 гг. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. для осмысления русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • РУССКАЯ ИДЕЯ — понятие символ, используемый для характеристики комплекса проблем и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового сообщества, особенностями российской истории, русской культуры, народного характера и… …   Политология: словарь-справочник

Книги

  • Русская идея, Николай Александрович Бердяев. В работе «Русская идея» Николай Бердяев, один из виднейших представителей русской религиозной философии ХХ столетия, исследует «русскость», таинственную субстанцию «русской души». Размышления… Подробнее  Купить за 2003 руб
  • Русская идея, . Издание 1992 года. Сохранность хорошая. В настоящее издание вошли произведения русских мыслителей (Илариона Киевского, П. Чаадаева, А. Хомякова, А. Герцена, Вл. Соловьева, Е. Трубецкого, Л.… Подробнее  Купить за 240 руб
  • Русская идея, Николай Бердяев. Николай Бердяев – виднейший представитель русской религиозной философии XX столетия, в работах которого получило наиболее полное выражение своеобразие русской философской традиции. Думы о… Подробнее  Купить за 189 руб аудиокнига
Другие книги по запросу «русская идея» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»