- “РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ИСЛАМЕ”
- “РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ИСЛАМЕ”
-
“РЕКОНСТРУКЦИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ИСЛАМЕ” — лекции МухаммадаЯкймв, впервые опубликованные в 1934 в Оксфорде (позже переведенные на многие языки и регулярно переиздававшиеся), самая значительная философская переинтерпретация мусульманского учения в 20 в. Первые шесть лекций были прочитаны Икбалом в индийских университетах Мадраса, Хайдерабада и Майсора в течение 1928. Седьмая лекция — на заседании 54-й сессии Аристотелевского общества в Лондоне в декабре 1932.По признанию самого Икбала, его попытка реконструировать исламское вероучение была продиктована требованием молодого поколения мусульман выработать “новую ориентацию веры” в связи с пробуждением ислама от многовековой “спячки” и вступлением в период, аналогичный процессу протестантской Реформации в Европе. В лекциях предлагается философское осмысление культурных универсалий (essentials) ислама с учетом достижений современной науки. Об интенциях реформатора свидетельствует само название лекций: 1) “Знание и религиозный опыт”; 2) “Философское тестирование откровения религиозного опыта”; 3) “Концепция Бога и значение молитвы”; 4) “Человеческое эго — его свобода и бессмертие”; 5) “Дух мусульманской культуры”; 6) “Принцип развития в структуре ислама”; 7) “Возможна ли религия?”Переосмысливая основоположения исламского вероучения, Икбал широко использует собственное прочтение Корана (из цитируемых им более 70 аятов большинство касается концепции человека, феномена перемен и “керамического эмпиризма”), опирается на авторитет мусульманских мыслителей, преимущественно из числа мистиков-суфиев, и постоянно сопоставляет исламские положения с выводами современного научного знания (цитируя более 30 авторов, в т. ч. А. Эйнштейна, А. С. Эддингтона, А. Н. Уайтхеда, Уиддона Kappa, А. Бергсона, У. Джеймса, О. Шпенглера).Наибольший интерес представляет его трактовка “конечности пророчества” (см. Ислам), которую, в противоположность традиционалистской интерпретации как свидетельства совершенства ислама и недопустимости человеческого свободомыслия, Икбал интерпретирует как знак того, что“в истории человечества наступил конец любому личному авторитету, претендующему на сверхъестественное происхождение” (с. 101), и указание на могущество разума и опыта человека в его обращении к Природе и Истории как источникам знания.Изв.: IgbalM. The Reconstruction of Religious Thought in Islam. Lahore, 1996; рус. пер. седьмой лекции в кн.: Стетнянц М. Т. Восточная философия. М., 1997.М. Т. Степанянц
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.