ДИГНАГА


ДИГНАГА
ДИГНАГА
(санскр. Dignaga) — основатель школы буддийской логики. Род. близ Канчи (Юж. Индия), принадлежал вначале к «неортодоксальному» буддийскому течению ватсипутриев (допускавших, наряду с дхармами, также псевдо-Я), затем покинул их, изучал в Наланде (Северо-Восток Индии) учение буддийского идеализма виджнянавады, последние годы провел в Ориссе (Северо-Запад Индии). Большинство из девяти текстов Д. сохранились в кит. и тибетском переводах.
В «Аламбана-карикше» («Исследование объекта познания») Д. развивает положения Васубандху, доказывавшего, что объект познания не может принадлежать внешнему миру — будь этим объектом атом или агрегат атомов. Новизна аргументации Д. состоит в том, что он вводит два критерия, которым должен отвечать объект познания: быть причиной познания и обладать той же формой, которая проявляется в познании. Внешний объект, обладающий «массивной формой», этим условиям не соответствует, а потому может быть только «объектом, являющимся в познании».
«Прамана-самуччая» («Конспект по источникам знания») — основная «монография» Д. по эпистемологии и логике в шести главах. В главе 1 проводится различение между восприятием, фиксирующим только мгновенно-частное и лишенным к.-л. мыслительных конструкций, и умозаключением, через которое постигаются только универсалии. Средство познания тождественно результатам познания, являющегося поэтому самодостоверным. В главах 2—4 проводится знаменитое различение Д. между собственно умозаключением как «выводом-для-себя» и силлогистическими пропозициями как «выводом-для-других» — в первом случае имеет место приобретение нового знания, во втором — лишь его экспозиция; выявляются три характеристики среднего термина; выделяются девять возможных отношений между доказательством и доказываемым положением («колесо аргументов») и исследуются два типа отношений между силлогистическим примером и средним термином («соприсутствие» и «соотсутствие»). Здесь же устанавливается форма трехчленного силлогизма, призванная заменить традиционный пятичленный. Значение этой реформы следует видеть в попытке трансформации логики как средства рациональной риторической аргументации (в каковом виде она развивалась найяиками) в науку о доказательстве чисто дедуктивного типа. В главе 5 развивается буддийская доктрина «отличения от другого»: слово обозначает не внешний объект (который Д. отрицается), но только отличие от др. референций («корова» означает не известное животное, но отрицание класса «не-коров»). Глава 6 посвящена псевдоответам как некорректным силлогизмам.
Др. сочинения Д., пользовавшиеся известностью: учебник «Ньяя-правеш» («Введение в логику») и «Хетучакранирная» («Изыскание о колесе аргументации»).
Основным продолжателем Д. был Дхармакирти (7 в.), автор семи логико-эпистемологических сочинений, последователем же Дхармакирти — Дхармоттара (9 в.), написавший комментарий к его учебнику логики. Д. оказал влияние на воззрения знаменитого вай-шешика Прашастапады. С его концепциями полемизировали найяики, мимансаки и джайны, но также и буддист-мадхьямик Чандракирти.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ДИГНАГА
        (480—540 или неск. позднее), инд. философ-буддист, представитель школы йогачара, основатель буддийской логики. Обобщил учение «Праджнапара-мита-сутр», автор комм. к соч. Васубандху. Гл. труд по логике — «Праманасамуччага» («Составление средств правильного познания»). Д. отделил теорию познания и логику от философии и совершенно переработал учение о восприятии и силлогизме. Учение Д. подверглось критике со стороны сторонников брахманистской логики; его защищал Дхармакирти — ученик Д.
        см. к ст. Йогачара.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ДИГНАГА
    ДИГНАГА (санскр. Dignàga) (ок. 450—520)—основатель религиозно-философской школы йогачара-мадхьямика в индийском буддизме, основоположник буддийской и средневековой индийской логики. Происходил из брахманской семьи. Родился в Симхавактре возле Канчи— центре индийской учености, расположенном в Южной Индии (штат Тамилнад). В буддизм обращен учителем из школы ватсипутрия, принадлежащей хинаяне. Позже, возможно, учился у Васубандху, с которым разошелся в вопросах логики. Прославился как искусный диспутант и даже удостоен почетного звания “победителя вселенной”. Его деятельность пришлась на эпоху расцвета индийского буддизма. Много путешествовал по Ориссе и Махараштре, но большую часть жизни провел в Андхре, недалеко от современного Мадраса. Умер в одиночестве в лесу в Ориссе. Его учеником был Ишварасена, ставший учителем Дхармакирти.
    В Токийском каталоге Тибетского канона Дигнаге приписываются 22 сочинения, не вполне совпадающие с теми, которые названы в Тибетском каталоге того же канона. Все работы Дигнаги, за исключением двух ранних (сжатого изложения трактата его учителя “Абхидхармакоша-мармапрадипа” и учебника по парамите), посвящены гносеологической и логической проблематике. Большинство из них не сохранились на языке оригинала и известны в тибетских и китайских переводах.
    За основу своих логических построений Дигнага взял реалистическую логику найяиков, которую истолковал в духе буддийской онтологии и попытался сделать чисто дедуктивной наукой, о чем свидетельствуют его сочинения *Праманасамуччая” (“Сборник афоризмов об источниках достоверного знания”), “Хетучакрадамару” (“Колесо среднего термина, повернутое правильно”), “Аламбана-парикша” (“Рассмотрение объектов мысли”), “Ньяя-мукха” (”Начало логики”). Вкладом Дигнаги в развитие логической теории стало разделение вывода на два вида: “для себя” и “для другого”. Первый представляет собой сокращенную форму умозаключения с пропущенной посылкой (энтимему), второй—полную форму умозаключения из двух посылок. Кроме того, Дигнага дал собственную интерпретацию правила трайрупья (трехаспектности среднего термина), систематизировал логические ошибки, построил архаическую систему логики трех операторов для непустых классов объектов (которую сам называл таблицей девяти возможных отношений среднего и большего терминов), сформулировал концепцию об относительном значении слов.
    Соч.: Àlambanapanksà and Vrtti thereon.—“Wiener Zeitschrift für des Kundes Morgenlandes”. W., 1930, N 37; Nyâyamukha.—oMaterialen zur Kunde des Buddhismus”. Hdib., 1930, N 15; Hetucakradamaru, “Wiener Zeitschrift fur die Kunde Süd—(und Ost-) asiens”. W., 1959; N 3.
    ff. А. Панаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "ДИГНАГА" в других словарях:

  • Дигнага — в галерее статуй буддийских философов рядом с Золотой Обителью Будды Шакьямуни (Элиста) Дигнага (санскр. दिग्नाग; (mahā )dignāga, dignāga; …   Википедия

  • ДИГНАГА — (между 480 и 540) средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров, основатель буддийской логики …   Большой Энциклопедический словарь

  • Дигнага — (между 480 и 540), средневековый индийский философ, представитель школы йогачаров, основатель буддийской логики. * * * ДИГНАГА ДИГНАГА (санск.: Змеедракон пространства), индийский буддийский мыслитель 5 6 вв., один из основоположников буддийской… …   Энциклопедический словарь

  • дигнага — (ок. 450 520) основатель инд. школы йогачара мадхьямика и будд.логики. Уроженец Канчи в Южн. Индии. В буддизм обращен учителем из хинаянистической школы ватсипутриев, затем учился у Васубандху, с к рым разошелся в вопросах логики. Снискал себе… …   Буддизм

  • ДИГНАГА — [санскр. ], виднейший представитель буддийского идеализма йогачары (виджнянавада), основатель школы буддийской эпистемологии и логики. Его деятельность относится, по совр. датировкам, к нач. VI в. Род. близ г. Канчи (Канчипурам) в Юж. Индии,… …   Православная энциклопедия

  • Дигнага — ДИГНÁГА (между 480 и 540), ср. век. инд. философ, предст. школы йогачаров, основатель будд. логики …   Биографический словарь

  • “ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ” —     “ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ” (санскр. “Pramвnasamuccaya” “Сборник афоризмов об источниках достоверного познания”) самая важная работа Дигнаги, синтезирующая его отдельные эпистемологические и логические концепции, излагавшиеся в разных сочинениях.… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ЛОГИКА — оригинальная форма логики, возникшая в Индии независимо от развития логики в Европе. Различают три периода И. л.: первый – приблизительно 6 в. до н.э. – 2–3 вв. н.э., когда в связи с оживленными дискуссиями между представителями различных… …   Философская энциклопедия

  • ЙОГАЧАРА — (виджнянавада), школа буддизма махаяны (см. МАХАЯНА). Главные представители: Асанга (см. АСАНГА) (4 в.), Васубандху (см. ВАСУБАНДХУ) (5 в.), логики Дигнага (см. ДИГНАГА) (6 в.) и Дхармакирти (см. ДХАРМАКИРТИ) (7 8 вв.). Конкретизируя идею… …   Энциклопедический словарь

  • Буддийские источники — Буддизм …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.