ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ

ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ
ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ
    ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ, фалсафа-одно из основных направлений в арабо-мусульманской философии (наряду с каламом и суфизмом), развивавшее античные модели философствования, особенно аристотелевскую. В средневековой мусульманской литературе термин “фалсафа”, являющийся арабской транскрипцией греческого φιλοσοφία, обозначал как саму античную философию, так и творчество ее продолжателей (“фаласифа”, ед. ч. “файласуф” — философ).
    Фалсафа явилась детищем “переводческого движения”, начавшегося в 8 в. и активизировавшегося в следующем столетии, особенно с учреждением в Багдаде халифом ал-Ма'муном (правил 813—33) “Дома мудрости”, который одновременно совмещал в себе библиотеку, академию и переводческий центр. К сер. 10 в. на арабский язык были переведены все главные сочинения Аристотеля (для понимания которых привлекались труды его позднеантичных комментаторов — Александра Афродисийского, Порфирия, Фемистия, Иоанна филопона, Симпликия, Олимпиодора) и ряд диалогов Платона (“Законы”, “Софист” и “Тимей”). С неоплатонизмом мусульманский мир познакомился прежде всего по “Теологии Аристотеля”, представляющей собой переложение трех последних разделов “Эннеад” Плотина, и “Книге о чистом благе”, также приписывавшейся Аристотелю, но являющейся собранием извлечений из “Первооснов теологии” Прокла. Мусульмане приобщались также к идеям стоиков и пифагорейцев.
    Из всех философских школ античности предпочтение было отдано аристотелизму, импонировавшему мусульманам своим энциклопедическим охватом, вниманием к естественным наукам и строгостью доказательств. Главными представителями фалсафы стали перипатетики-машша'иййа (или машша'ун, прогуливающиеся, чтосоответствует традиционной этимологии греческого названия). На востоке мусульманского мира крупнейшими из перипатетиков были ая-Фарабия Ибн Сйна, чья “Книга исцеления” (“Китаб аш-Шифа')”, известная на латинском Западе как “Sufficientiae”, воплотила восточно-перипатетическую философию в ее наиболее систематизированном и исчерпывающем виде. На мусульманском Западе (араб
    ская Испания и Северная Африка) перипатетическую традицию развивали Ибн Баджжа, Ибн Ууфайль и Ибн Рушд. Аристотелевские идеи, хотя и в меньшей степени, разделяли и другие приверженцы фалсафы, такие, как ал-Кинди, Абу Бакр ар-Рази, “Братья чистоты” и Мискавайх.
    Восточные перипатетики разрабатывали философию как всеобъемлющую систему знания, “науку наук”. Науки они делили на “теоретические” (изучающие вещи, существование которых не зависит от человеческой деятельности, и направленные на постижение истины) и “практические” (исследующие саму эту деятельность и направленные на достижение блага). К первой группе относятся физика, математика и метафизика. В этой же последовательности, обусловленной степенью связи данных дисциплин с чувственно воспринимаемыми предметами и их движением, восточные перипатетики обычно располагали теоретические науки при изложении материала и в программах обучения философии. Вслед за Аристотелем они определяли логику как орудие познания, служащее пропедевтикой ко всем наукам, но вслед за стоиками характеризовали ее и как самостоятельную науку — часть философии. “Практические” же науки включали в себя этику, домострой (экономику) и политику (ал-Фарабй причисляет к ним и такие мусульманские дисциплины, как калам-теология и фикх-юриспруденция).
    Собственно философию, метафизику (Первую философию, Божественную науку) восточные перипатетики определяли как науку о сущем как таковом. Центральная ее задача — доказать существование Первоначала (Бога) и объяснить происхождение от него сущих (Вселенной). С этой целью сущее делится на необходимое и возможное, а из существования возможных, определяемых к бытию себе подобными (все вещи во Вселенной суть возможные сами по себе, но необходимые благодаря другому), выводится существование абсолютно необходимого сущего, в своем.бытии зависящего только от себя. Это “бытийно-необходимое-само-по-себе” и есть Первоначало мира, представляющее собой высшее единство (в частности, только в нем тождественны сущность, эссенция и существование, экзистенция), чистое благо и абсолютную красоту. Будучи целевой причиной сущего, Первоначало выступает и как действующая его причина, поскольку вызывает в нем всеохватное стремление (любовь) к бытию. Т. о., Начало сущего служит и Началом движения, Перводвигателем (хотя Ибн Сйна и считает неподобающим обоснование его существования “от движения”, т. е. в физике, а не в метафизике; противоположную позицию в этом вопросе занимает Ибн Рущд).
    Для объяснения происхождения сущих от Первоначала восточные перипатетики обращаются к плотиновской концепции эманации (араб. файл, судур), соединяя ее с аристотелевской космологией (на этом основании некоторые исследователи предпочитают говорить не о восточном перипатетизме, ао восточном неоплатонизме). Поскольку Первоначало мыслит само себя, от него происходит первый разум. Поскольку этот разум мыслит Первоначало, от него проистекает второй разум; поскольку он мыслит себя как бытийно-необходимое благодаря Первоначалу, от него происходит соответствующая второму разуму космическая душа; поскольку он мыслит себя как бытийно-возможное, из него проистекает соответствующая этой душе периферийная сфера. По этой общей схеме появляются разумы, души и тела остальных небесных сфер, вплоть до сферы Луны (обычно считающейся девятой) и деятельного разума, управляющего подлунным миром (в качестве “дарителя форм”, благодаря которому естественные предметы получают свои материальные, единичные формы, а человеческие разумы — умопостигаемые, универсальные формы). Но эманация, которую можно истолковать как “творение”, есть вневременный процесс, имеющий логико-онтологический, а не физический характер, а потому мир в целом вечен.
    В рамках метафизики перипатетики разрабатывают и теологическую проблематику С пантеистических позиций они отождествляют Бога с миром: по выражению ал-Фарабй, Бытийно-необходимое есть “универсум в его единстве” (ал-кулл фй вахдати-хи), а согласно Ибн Рушду, Творец есть “все сущее” (алмавджудат куллу-ха). В вопросе о божественных атрибутах они следуют традиции апофатической теологии, берущей начало в мутазилизме. Центральную для них проблему Божьего знания они решают в том смысле, что Бог, умопостигая самого себя, умопостигает и все сущее — как роды и виды, так и единичные вещи, но лишь “общим образом”, а не посредством знания, которое изменялось бы вместе с ними. Провидение сводится к царящей в мире необходимости, закономерности. Потусторонняя жизнь толкуется как область абстрактных, отрешенных от материи сущностей, в познании которых состоит высшее интеллектуальное счастье и бессмертие.
    Откровение объясняется воздействием деятельного разума (с которым отождествляется Джибрйл— Гавриил, “Ангел Откровения” в мусульманской традиции) на воображение (“имагинативную силу”) Пророка. На философа же этот разум воздействует через его интеллект. Отсюда родство философии и религии, “молочных сестер”, как их именует Ибн Рушд. Но философия, которая есть “истина в понятиях”, доступна лишь немногочисленной интеллектуальной элите, в то время как религия, являющаяся “истиной в образах” (и в этом смысле она — “подражание” философии), призвана воспитывать “широкую публику”, не способную к концептуальному мышлению и нуждающуюся в том, чтобы необходимые для благосостояния общества морально-правовые нормы поведения облеклись в форму ниспосланных свыше законов. Поскольку и философия, и религия есть истина, они не могут противоречить друг другу, а потому в том случае, если данные религии (Откровения) не согласуются с выводами разума (философии), первые следует привести в соответствие со вторыми, подвергнув их символико-аллегорическому толкованию. Если восточные перипатетики в основу своей логики, физики, метафизики и этики положили идеи Аристотеля, то в политике они опирались преимущественно на Платона. Беря за образец его “Государство”, они развивали учение об идеальном государстве (“добродетельном городе” — ал-мадйна ал— фадила) и о противоположных ему “порочных” государствах (“заблудших” и “невежественных городах”). Во главе такого государства стоит философ-правитель, выполняющий одновременно функции имама — предводителя религиозной общины (с профетическими способностями у ал-Фарабй и Ибн Сйны, но без них у Ибн Рушда).
    Арабоязычный перипатетизм подвергался нападкам со стороны традиционалистов-догматиков, усматривавших в философии чуждую исламу науку. Но с критикой некоторых идей фалсафы выступали и мыслители, в действительности стремившиеся к легализации античной философской традиции. В определенной мере такую позицию разделял ал-Газалй, автор “Непоследовательности философов”, где разбирается ряд “несостоятельных” тезисов фалсафы, три из которых обозначены как “противоверные” (куфр): положения о вечности мира, о нераспространенности Божьего знания на единичные предметы и о невозможности телесного воскресения.
    С 12—13 вв. происходит сближение фалсафы с другими философскими течениями мусульманского средневековья. Синтез фалсафы с каламом воплотился в творчестве Фахр ад-Дйна ар-Разй, am-fycu, ал-Йджи” ат-Тафтазани; а с суфизмом — в ”нвракизше-иллюминативизме ас-Сухраварди, впоследствии сочетавшемся с вуджудизмом-онтомонизмом (учением о единстве бытия) Ибн Араба.
    Под воздействием фалсафы развивалась средневековая иудейская философия. Именно благодаря латинским переводам арабских комментаторов аристотелевская философия, ранее пребывавшая в забвении, обрела известность на латинском Западе. Заметное влияние на философию европейского средневековья и эпохи Возрождения оказывали и оригинальные труды представителей фалсафы, особенно Ибн Сйны и Ибн Рушда, с именами которых связаны такие течения, как авиценнизирующий августинизм и латинский аверроизм.
    Лит.: Григорян С. Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. М., 1966; Шаймухамбетова Г. Б. Арабоязычная философия Средневековья и классическая традиция. М., 1979; Соколов В. В. Средневековая философия. М., 1979; Фролова Е. А. История средневековой арабо-исламской философии. М., 1995; Ibrahim Т., SagadeevA. Classical Islamic Philosophy. M., 1990; Fakhry M. AHistory of Islamic Philosophy. N.Y.—L., 1983.
    Т. Ибрагим

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ" в других словарях:

  • ПЕРИПАТЕТИЗМ АРАБОЯЗЫЧНЫЙ — одно из направлений средневековой арабо исламской философии. Основные представители ал Кинд (800 879), ал Фрб (870 950), Ибн Сн (Авиценна 980 1037), Ибн уфайл (1110 1185), Ибн Рушд (Аверроэс, 1126 1198). В качестве самоназвания фигурировали… …   Энциклопедия Кольера

  • АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ —     АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ см, Перипатетизм арабоязычный. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 …   Философская энциклопедия

  • ИСЛАМ — монотеистическая религия. Последователи этой религии не поклоняются ее пророку Мухаммеду, считая его обычным человеком, которого Бог избрал своим посланником. Верующие называют себя мусульманами (араб. муслим ). В настоящее время ислам… …   Энциклопедия Кольера

  • СУФИЗМ — (араб. тааввуф ) мусульманский аскетизм, подвижничество и мистицизм. Этимология твердо не установлена, хотя название считают производным от слова шерсть (власяница аскетов), или скамья (на них сидели подвижники), или просто набором звуков. Первые …   Энциклопедия Кольера

  • КАЛАМ — (араб. калм речь ), первое направление арабо мусульманской теоретической рефлексии, начало которому было положено сразу после зарождения ислама и которое сформировалось в 8 в. Представители калама именуются мутакллимами (араб. мутакаллим… …   Энциклопедия Кольера

  • ИСМАИЛИЗМ — (араб. исм лиййа ), одна из школ классической арабо мусульманской философии, получившая развитие в среде шиитской секты исмаилитов. Исмаилитская философия возникла во второй половине 8 в., а свой законченный характер приобрела в трудах амид ад… …   Энциклопедия Кольера

  • ФАЛЬСАФА —     ФАЛЬСАФА см. Перипатетизм арабоязычный. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 …   Философская энциклопедия

  • СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     СУЩЕЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, как и понятие существования, выражалось двумя основными терминами. Более общим служил “мавджуд” (букв. находимое), менее употребимым “ка ин” (букв. бытийствующее). Оба субстантивировались не сразу, и… …   Философская энциклопедия

  • СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, — СУЩЕЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ, как и понятие существования, выражалось двумя основными терминами. Более общим служил «мавджуд» (букв. – находимое), менее употребимым «ка̅̕ин» (букв. – бытийствующее). Оба субстантивировались не сразу, и… …   Философская энциклопедия

  • Восточный аристотелизм — Восточный аристотелизм, восточный перипатетизм (араб. فلسفة‎‎)  средневековая мусульманская философия IX XII веков, опирающаяся на авторитет Аристотеля. Явилась опосредующим звеном между перипатетиками и аверроизмом. Представителями этого… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»