“О НАЧАЛАХ (Опыт христианской метафизики)”

“О НАЧАЛАХ (Опыт христианской метафизики)”
“О НАЧАЛАХ (́Опыт христианской метафизики)”
    “О НАЧАЛАХ (Опыт христианской метафизики)” — один из главных религиозно-философских трудов Л. П. Карсавина, где впервые дано широкое изложение его философии всеединства. Поворот Карсавина от истории к богословской и философской проблематике происходил в революционные годы; наряду с выпуском малых текстов на эти темы (“Saligia”, “Восток, Запад и русская идея” и др.) философ с самого начала задумывал и большой труд “Метафизика христианства”. Масштабность замысла подчеркивается окончательным названием книги, отсылающим к знаменитому труду Оригена, и закрепляется тем, что собственно метафизике автор предпосылает обширные методологические построения, где ставятся проблемы религиозной эпистемологии: обсуждаются специфика религиозного опыта, критерии его достоверности, строится понятие религиозного акта, анализируются природа и содержание веры, а также апории веры и знания. В решении этих тем Карсавин противостоит тенденциям, акцентирующим иррациональный и апофатически невыразимый характер религиозных явлений, и склоняется к противоположной крайности, гностической, преувеличивающей возможности дискурсивной передачи Божественной реальности и мистического опыта.
    Основу христианской онтологии в книге составляет оригинальная идея и конструкция всеединства, тесно связанного с триединством. В этой конструкции (излагаемой также в “Философии истории”, 1923, и в наиболее зрелой форме в книге “О личности”, 1929) всеединство представляется как иерархия своих “моментов”, где высшие моменты стяженно-несовершенно актуализованы в низших. Отличия этой концепции всеединства — необходимое существование и совершенного всеединства (Бог), и несовершенного (тварный мир), а также связующей их онтологической динамики — “диалектики бытия-небытия”, выражаемой принципом триединства. Разработка концепции, производимая и в философском, и в богословском дискурсе, включает в себя большой набор новых, неортодоксальных богословских идей, которые, в одной своей части, типичны для русской мысли Серебряного века (софиология, апокатастасис, гностические тенденции), тогда как в другой, более индивидуальной, придают учению Карсавина этическую и экзистенциальную окраску: бытие и тварной, и Божественной личности раскрывается как жертвенная самоотдача, требующая страданий и гибели. Заключительные главы, отражая позиции начинавшегося евразийского периода Карсавина, содержат также резкую критику западного христианства.
    Судьба книги была сложной. Она писалась спорадически в Петрограде в 1919—22-е гг., затем интенсивно — в Берлине в 1923—24-е гг. Главы 1—4 (т. 1. Бог и тварный мир) вышли в свет в 1925 в издательстве “Обелиск” А. С. Кагана (бывшего также издателем “Noctes Petropolitanae” Карсавина). Отклики были немногочисленны и неглубоки (интересен резко негативный отзыв H. M. Бахтина в парижском журнале “Звено” (1926, в. 155)). Главы 5—9 (т. 2—3) были опубликованы лишь посмертно А. Б. Мосиным и И. А. Савкиным в журнале “Символ” (Париж), 1994, в. 31. Полный текст издан А. А. Клементьевым (СПб., 1994).
    С. С. Хоружий

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "“О НАЧАЛАХ (Опыт христианской метафизики)”" в других словарях:

  • О началах —         «О НАЧАЛАХ» («О началах (Опыт христианской метафизики)». Берлин, 1925) этапная работа Л.П. Карсавина, первая из трех центральных его трудов. В ней автор, систематизируя свои предыдущие философские работы («Saligia», «Noctes… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • «О НАЧАЛАХ — (Опыт христианской метафизики)» – один из главных религиозно философских трудов Л.П.Карсавина, где впервые дано широкое изложение его философии всеединства. Поворот Карсавина от истории к богословской и философской проблематике происходил в… …   Философская энциклопедия

  • КАРСАВИН —         Лев Платонович [1 (13).12.1882, Петербург, 12.7.1952, Абезь, Коми АССР], рус. религ. философ и историк медиевист. В 1922 выслан за границу. С 1928 проф. университета в Каунасе, в 1940 46 в Вильнюсе. Стремился к созданию целостной системы… …   Философская энциклопедия

  • КАРСАВИН Лев Платонович — (1(13). 12.1882, Петербург 20.07.1952, Абезь, Коми АССР)    философ и историк медиевист, один из идеологов евразийства. В 1901–1906 гт. учился на историко филологическом ф те Петербургского ун та, в 1910–1912 гт. работал в библиотеках и архивах… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • КАРСАВИН Лев Платонович — (1(13). 12. 1882, Петербург 20. 07. 1952, Абезь, Коми АССР) философ и историк медиевист, один из идеологов евразийства. В 1901 1906 гт. учился на историко филологическом ф те Петербургского ун та, в 1910 1912 гг. работал в библиотеках и архивах… …   Русская философия: словарь

  • КАРСАВИН Лев Платонович — (1882 1952) философ, богослов, историк медиевист, культуролог. Окончил историко филологический факультет Петербургского ун та (1901 1906); в 1910 1912 работал в архивах и библиотеках Франции и Италии, результатом явилось написание магистерской… …   Философская энциклопедия

  • Карсавин, Лев Платонович — [01(13).12.1882 20.07.1952] философ, историк медиевист, культуролог, поэт. Род. в Петербурге, в семье балетмейстера. В 1906 окончил ист. филол. ф т Петерб. ун та. Командирован за границу, работал в библиотеках и архивах Франции и Италии (1910… …   Большая биографическая энциклопедия

  • КАРСАВИН, Лев Платонович — (1882 1952)    русский христианский мыслитель. Окончил историко филологический факультет Петербургского университета. В 1913 г. защитил магистерскую диссертацию «Очерки религиозной жизни в Италии в XII XIII веках». В 1916 г. состоялась защита… …   Эстетика. Энциклопедический словарь

  • ЗЛО — [греч. ἡ κακία, τὸ κακόν, πονηρός, τὸ αἰσχρόν, τὸ φαῦλον; лат. malum], характеристика падшего мира, связанная со способностью разумных существ, одаренных свободой воли, уклоняться от Бога; онтологическая и моральная категория, противоположность… …   Православная энциклопедия

  • РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью в мировые цивилизационные процессы. Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»