- НОЭСИС и НОЭМА
- НОЭСИС и НОЭМА
-
НОЭСИС и НОЭМА (νόησις — “мысль”, “мышление” и νόημα —”мысль”, “мысленное представление”) — понятия, не составляющие в греческой философии ни оппозиции в строгом смысле, ни пары как таковой. У Платона ноэсис противопоставлена зрению и находится в одном ряду с рассуждением (Государство 524Ь), есть “начало знания” (Определения 414а). Ноэма, будучи мыслью о чем-то, мыслит то единое, которое проявляется в некоем множестве вещей (Парменид 132Ьс). У Аристотеля ноэсис как таковая есть совокупность ноэм (ή νόησις τα νοήματα — О душе, I 3, 407a 7), а ноэсис бога есть “мысль мысли” (εστίν ή νόησις νοήσεως νόησις — Метафизика XII 9,1074b 34).В среднем платонизме закрепилось учение об идее, которая по отношению к богу есть νόησις αυτού (Алкиной. Учебник платоновской философии 163,14—15), причем Алкиной доказывает существование идей так: бог — либо ум, либо нечто мыслящее, значит, у него есть мысли (νοήματα), причем вечные и неизменные, следовательно, идеи существуют. Однако Плотин показывает, что можно — описывая вслед за Аристотелем “мысль мысли”, т. е. ум или бога, — обойтись и без понятия “ноэма”: он замечает, что “мысль — не мыслит, но есть: а именно, она] есть причина того, что мыслит другое” (νόησις... ου νοεί, αλλ' αιτία του νοείν αλλω — VI 9, 6, 53—54). Τ. о., греческая философия не дает прямого повода для конструирования пары понятий “ноэсис и ноэма”, как это делает Гуссерль, хотя выбранные им словообразовательные модели удачно выполняют функцию, требуемую его конструкцией.Ю. А. Шичалин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.