ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ


ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ
ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ
— основное филос. сочинение Дж. Локка. Первое издание вышло в Лондоне в 1690, было еще три прижизненных издания с исправлениями и дополнениями. В сочинении изложены теория познания Локка, его психологические воззрения и философия языка. Работа состоит из четырех книг, которым предпосланы посвящение Т. Герберту, графу Пемброку и обращение к читателю.
В первой книге дается критика учения о врожденных идеях и принципах (т.е. изначально присущих человеческому уму до всякого опыта). Локк доказывает, что ни положения логики и математики, ни правила морали, ни идея Бога не являются врожденными.
Во второй книге излагается теория происхождения знания из чувственного опыта — внешнего и внутреннего, из ощущения и рефлексии. Они являются источниками, снабжающими ум идеями, под коими Локк понимает все то, что ум воспринял в себя и чем он может затем оперировать. Исходный материал знания — простые идеи, из них ум посредством присущей ему деятельной способности соединения, сопоставления и абстракции образует сложные и общие идеи. Локк различает идеи первичных и вторичных качеств, т.е. идеи, сходные с теми качествами тел, которые вызывают эти идеи (протяженность, фигура, плотность, движение), и не сходные (цвет, звук, запах, вкус). Среди сложных идей он различает идеи модусов, субстанций и отношений. Идеи бывают ясные или смутные, реальные или фантастические, адекватные или неадекватные, истинные или ложные.
Третья книга содержит философию языка. Здесь излагается концептуалистический взгляд на природу общих понятий и имен.
Четвертая книга посвящена анализу познавательного процесса и проблеме истины. Всякое познание есть восприятие соответствия или несоответствия идей. По степени достоверности установления такого соответствия или несоответствия познание делится на интуитивное, демонстративное и чувственное. Последнее оценивается Локком как наименее ясное и достоверное, что вносит в его эмпирическую концепцию познания рационалистический элемент. Знание истинно тогда, когда идеи соответствует действительности. Истина — это соединение (или разъединение) идей или их знаков сообразно соответствию (или несоответствию) обозначаемых ими вещей. В четвертой книге также рассматриваются вопросы реальности и объема познания, основания и степени вероятного знания, природы и основания веры, или мнения.
Это сочинение Локка оказало решающее влияние на филос. мысль века Просвещения, оставаясь одним из самых известных произведений этой эпохи.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


.

Смотреть что такое "ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ" в других словарях:

  • «ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ» —         («An essay concerning human understanding»), осн. филос. соч. Локка, над которым он работал почти 20 лет (преим. в Голландии). Первое изд. было опубл. в 1690 в Лондоне. В «Опыте» содержатся гл. идеи Локка по вопросам теории познания,… …   Философская энциклопедия

  • "ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ" — (1690) гл. филос. соч. Локка. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 …   Философская энциклопедия

  • «НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ» —         («Nouveaux essais sur l entendement humain»), соч. Лейбница, посвящённое проблемам теории познания; написано на франц. яз. Представляет собой ответ на соч. Локка «Опыт о человеч. разуме», послужившее Лейбницу не только объектом… …   Философская энциклопедия

  • НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ — ’НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ’ работа Лейбница (написана в 1704, опубликована в 1765). Была задумана как критический ответ на книгу Локка ‘Опыт о человеческом разумении’ (1690) см. ‘Опыт о человеческом разумении’ (ЛОКК ). Лейбниц в 1695… …   История Философии: Энциклопедия

  • НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ — работа Лейбница (написана в 1704, опубликована в 1765). Была задумана как критический ответ на книгу Локка Опыт о человеческом разумении (1690) см. Опыт о человеческом разумении (Локк). Лейбниц в 1695 ознакомился с этим сочинением и написал к… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЛЕЙБНИЦ — (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646 1716) нем. философ, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском ун тах. В 1672 1676 в Париже. С 1676 состоял на службе у ганноверских… …   Философская энциклопедия

  • ЛОКК — (Locke) Джон (1632 1704) англ. философ и политический мыслитель, разработал эмпирическую теорию познания и идейно политическую доктрину либерализма. Род. в пуританской семье. Окончил Вестминстерскую школу и колледж Крайст Черч Оксфордского ун та …   Философская энциклопедия

  • Локк Джон — Создание критического эмпиризма Жизнь и сочинения Локка     Эмпиризм стал существенной составной частью философии Бэкона и Гоббса, однако у первого он ограничен тематикой научного опыта, а у второго переплетен с рационализмом и жестко обусловлен… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Юм Дэвид — Иррационалистический эпилог эмпиризма Жизнь и сочинения Юма     Дэвид Юм поднял эмпиризм до уровня, как говорится, геркулесовых столбов, исчерпав все возможности его развития. Он отказался от онтологических предпосылок, занимавших важное место у… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Восхождение от абстрактного к конкретному — Диалектическая логика в широком смысле есть философская наука, систематически развёрнутое изложение диалектики, понимаемой как логика (наука о мышлении) и теория познания объективного мира. В узком смысле, логическая дисциплина о формах… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.