“НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ”

“НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ”
“НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ”
    “НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ” (Deutsche Theologie, Theologia deutsch, Theologia Gennanica) — анонимный доминиканский трактат кон. 14 — нач. 15 в., написанный под сильным влиянием идей Экхарта и Таулера и, по всей видимости, задуманный как обобщение традиции немецких аскетико-мистических сочинений. В качестве его возможного автора (вероятно, принадлежавшего к обществу “Друзей Божьих”) называется гейдельбергский профессор теологии Иоанн Франкфуртский, или “Франкфуртец” (Johannes de Francfordia, Der Frankfurter). Название сочинению дано М Лютером, впервые осуществившим его печатное издание.
    Согласно учению автора “Немецкой теологии”, все вещи истекают от Бога, являясь Его сиянием и имея в Нем свою сущ
    ность. При этом Бог с необходимостью должен изливать Себя вовне, т. е. в Свои творения. Человеческая душа содержит как истинный свет божественной благодати, являющийся причиной истинной любви — любви к Богу, так и обманный естественный свет — причину любви ложной, или самолюбия. Т к. добро есть результат проявления исключительно первого вида любви, следствием всякого собственного ведения может быть только грех. Отсюда послушание Богу имеет своей конечной целью единение человека с Творцом. Это мистическое возвращение осуществляется в процессе последовательного прохождения трех необходимых этапов: 1) раскаяние в грехах; 2) уничтожение человеком собственного я, для того чтобы место, принадлежавшее его самости, заняло в нем Я Бога и посредством него действовала одна лишь божественная воля; и 3) созерцание в снизошедшем свете благодати тайн Божества при возрастании любви человека к Богу до силы и чистоты той любви, что Бог питает к Себе Самому. Слившись с Богом, человек возвышается над нормами права, разума и морали и более не нуждается в них, ибо сам Дух Божий руководит его мыслями и поступками. Однако при этом ему не следует пренебрегать внешними законами, т. к. это было бы проявлением его духовной гордыни.
    Изд.: Eyn deutsch Theologia. Das ist eyn edles Buchleyn von rechtem rstand was Adam und Christus sey und wie Adam yn uns sterben und Christus ersteen sail, ed. M. Luther, [s. l.], 1516 (repr. 1963).
    Лит.: Baring G. Bibliographie der Ausgaben der “Theologia deutsch” (mit Faksimile der Erstausgabe), [s. l.], 1963; Lisko. Die Heilslehre der “Theologia deutsch”. Stuttg., 1857; PaquierJ. Un mystique allemand du XtV-e siècle. L'orthodoxie de la théologie germanique. P., 1922; Wîndstosser M. Étude sur la théologie germanique. P., 1911.
    A. M. Шишков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "“НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ”" в других словарях:

  • НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ — «НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ» – мистическое соч. духовного содержания, которое появилось в кон. 14 в. в Саксонии и оказало большое влияние на Лютера. Он назвал ее «Ein deutsch Theologia» и опубликовал в 1518. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • «НЕМЕЦКАЯ ТЕОЛОГИЯ» — (DeutscheTheologie, Theologia deutsch, Theologia Germanica) – анонимный доминиканский трактат кон. 14 – нач. 15 в., написанный под сильным влиянием идей Экхарта и Таулера и, по всей видимости, задуманный как обобщение традиции немецких аскетико… …   Философская энциклопедия

  • НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ — Нем. мыслители принимали участие уже в формировании схоластики. Они писали на лат. языке, и их философия была частью общезападноевропейской аристотелевско платоническо христ. философии. Начало собственно «немецкой» философии лежит в т. н. женской …   Философская энциклопедия

  • Экхарт Майстер — Майстер Экхарт и немецкая спекулятивная мистика Основы спекулятивной мистики     Кризис рациональной теологии эпохи треченто не мог не вызвать расцвета мистики как сопутствующего феномена. Присутствие платонизма и неоплатонизма было ощутимо на… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Богословие — (Θεολογία, theologia) по этимологическому значению есть учение о Боге и по теперешнему словоупотреблению обозначает собою весь состав наук, имеющих предметом своим христианскую религию. Слово это не всегда было в употреблении и, вошедши в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франк Себастьян — (Franck) (1499 1542/1543), немецкий гуманист, протестантский религиозный философ мистик, историк. Идеолог радикальной части бюргерства. Во «Всемирной хронике» и других сочинениях выступал против католической церкви, тирании князей. Продолжал… …   Энциклопедический словарь

  • ВСЕЕДИНСТВО — религиозно философский, мифологический и художественно поэтический символ; философский термин, обозначающий постигаемое мышлением или данное в интуиции единство всех вещей; один из принципов построения философии как универсальной науки о Боге,… …   Православная энциклопедия

  • ФРАНК (Franck) Себастьян — (1499 1542 или 1543) немецкий гуманист, протестантский религиозный философ мистик, историк. Идеолог радикальной части бюргерства. Во Всемирной хронике и др. сочинениях выступал против католической церкви, тирании князей. Продолжал традицию… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Франк, Себастьян — Себастьян Франк Sebastian Franck Дата рождения …   Википедия

  • Франк (Frank) Себастьян — (1499 — 1542/1543), немецкий гуманист, протестантский религиозный философ мистик, историк. Идеолог радикальной части бюргерства. Во «Всемирной хронике» и других сочинениях выступал против католической церкви, тирании князей. Продолжал… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»