“НАУКА ЛОГИКИ”

НАУКА ЛОГИКИ
НАУКА ЛОГИКИ
    “НАУКА ЛОГИКИ” (Wissenschaft der Logik), илит. н. “Большая логика”, — произведение Гегеля, играющее роль основания всей его системы. Написано в нюрнбергский период. 1-я часть — “Объективная логика”, кн. 1, “Учение о бытии” (1812); 2-я часть — “Объективная логика”, кн. 2, “Учение о сущности” (1813); 3-я часть—“Субъективная логика”, илиУчение о понятии” (1816). В 1831 Гегель задумал переиздание, но успел доработать и расширить толькоУчение о бытии” (издано в 1833 в качестве 3-го тома Собрания сочинений). Русские переводы: Н. Г. Дебольского (1916, 2-е изд. 1929); Б. Г. Столпнера (193739; 1970под ред. А. П. Огурцова и М. И. Иткина).
    СТРУКТУРА, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ. Гегель написал два Предисловия кНауке логики” — в 1812 к 1-му изданию и 7 ноября 1831к предполагавшемуся 2-му изданию. В первом Предисловии Гегель говорит о необходимости кардинальной реформы логики, которая должна стать содержательной дисциплиной, иботолько природа содержания может быть тем, что развертывается в научном познании, причем именно лишь эта собственная рефлексия содержания полагает и порождает само определение содержания” (Наука логики, т. 1. М.,1970, с. 78). Далее, “чистые мысли”, которыми занимается логика, должны быть представленыв самодвижении:их самодвижение есть их духовная жизнь и представляет собой то, что конституирует науку...” (с. 79). В Предисловии ко 2-му изданию Тегель видит высшую задачу логики в том, чтобыочистить категории, действующие лишь инстинктивно как влечения и осознаваемые духом прежде всего разрозненно. и этим очищением возвысить его в них к свободе и истине” (с. 88). Во Введении раскрывается предмет логики — “мышление, постигающее в понятиях”; логику следует понимать каксистему чистого разума”, даже какизображение Богав его вечной сущности (с. 103), “чистое знаниепредстает здесь какконкретное, живое единство” (с. 114). Содержательная категориальная логика одновременно есть и учение о диалектическом методе, принципы которого — “необходимость связи и имманентное возникновение различий” (с. 109) — реализуются в самодвижении логических категорий. Деление логики:объективная логика” (логика понятия как бытия) исубъективная логика” (логика понятия как понятия); объективная логика в свою очередь делится на учение о бытии в собственном смысле и учение о сущности.
    УЧЕНИЕ О БЫТИИ. В учении о бытии Гегель прежде всего ставит вопрос:С чего следует начинать науку?” Здесь во всеобще-логической форме осмысливается проблема начала любого системного научного построения. Таким началом должна бытьналичная и сохраняющаяся на всех последующих этапах развития основа”, то, что остаетсявсецело имманентным своим дальнейшим определениям” (с. 128). Для логики этой начальнойклеточкойвыступает чистое бытие, которое есть вообще то же, что и ничто, и совершается переход к становлению. Через его моментывозникновение и прехождениеосуществляетсяснятие становленияи переход в категориальную сферуналичного бытия” (Dasein), которое делится на три раздела: наличное бытие как таковое; нечто и иное, конечность; качественная бесконечность. В разделах о наличном бытии как таковом вводится и проясняется категория качества. На категориальной стадииконечностиГегель вводит категории: нечто и иное (они в свою очередь дают жизнь категориям бытия-для-иного и в-себе-бытия); определение, свойство и граница; конечность. Общий смысл этой стадии определяется так:Нечто вместе со своей имманентной границей, полагаемое как противоречащее самому себе, в силу которого оно выводится и гонится дальше, есть конечное” (с. 191). Иллюстрацией служат математические понятия: точка, линия, поверхность, противореча самим себе (ибо их определенность есть и их граница, и выхождение за ее пределы), из самих себя, через свое понятие, “движутся в себе:диалектика точкиэто стать линией, диалектика линиистать плоскостью, диалектика плоскостистать целокупным пространством” (с. 190191). Такова имманентная диалектика понятий (диалектической логики и науки): конечное переходит в бесконечность. Раздел о соотношении конечного и бесконечногоодин из лучших вНауке логикиблагодаря тонкой, многосторонней диалектике анализа. Если мысль застревает на простой противоположности бесконечного конечному, то это “.дурное бесконечное” (с. 204), аистинная бесконечностьвырастает из понимания того, что, во-первых, и бесконечное, и конечное подвергаются внутреннему отрицанию, и, во-вторых, чтоне конечное есть реальное, а бесконечное” (с. 215), чтоконечное идеально”.Это и естьфилософский идеализм”, поскольку все принципы всякой философии всегдасуть мысли, всеобщее, идеальное” (с. 222), а не конечные вещи в их наличии. Бытие- для-себя как последняя категориальная ступень сферы качества (разделяемая на бытие-для-себя как таковое; одно и многое; отталкивание и притяжение) образует переход в сферу количества (величины). Последнее же (разделяемое на количество как таковое, определенное количество, количественную бесконечность) перетекает в сферу категории меры, которая (через специфическое количество и реальную меру) полагаетстановление сущности”.
    Мераэто единство качества и количества, качественное количество, “специфическаявеличина. “Узловая линия отношений мер” — категориальная стадия, на которой фиксируется такое изменение количества, которое внезапно (скачкообразно) вызывает изменение качества: напр., вода, нагретая до 100°, превращается в пар, а охлажденная ниже 0°, становится льдом. Температуры кипения и замерзанияпримерыузловыхточек мерных отношений. “Мерныепонятия применимы и к общественной, государственной сферам, хотяузлымеры здесь не столь определенны и очевидны, как в природе. Существует, напр., зависимость между размером государства и наиболее благоприятными для него строем, системой управления. Категорией меры завершается учение о бытии, онтологическую значимость которого Гегель связывает с тем, что процесспродвижениялогики по категориальным ступенькам бытияесть движение самого бытия” (там же, т. 2. M., 1971, с. 7).
    СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ. В разделеСущностьГегель связывает категории бытия и сущности:Сущность находится между бытием и понятием и составляет их середину...” (с. 8). Сущность есть существенное наличное бытие в противоположность несущественному. Сущностьв себе и для себя снятое бытие. То, что ей противостоит, есть сначала только видимость (бытие, лишенное сущности). Отсюда категориальные ступени сферы сущности: 1) видимость (разделяется на: существенное и несущественное, видимость, рефлексия);
    2) определенные сущности, или рефлексивные определения; 3) основания. Понятиерефлексииимеет основополагающее значение для сферы сущности, и весь ее первый раздел именуетсяСущность как рефлексия в самой себе”. Если для категорий бытия основополагающим является соотношение с иным, то для категории сущности характерносоотносящееся с собой отрицание”, т. е. рефлектирующее движение. В сфере бытия качество переходит в количество, в сфере сущности явление и сущность (соответственно тождество и различие, причина и действие и т. д.) рефлективно соотносятся, “светятсядруг через друга. “Иноев сфере сущностине бытие с отрицанием и границей, аотрицание с отрицанием” (с. 18). Рефлексия (разделяется на полагающую, внешнюю, определяющую), посредством которой мысль полагаетсобственныеопределения, подчеркивает принципиальное отличие всех категорий сферы сущности. Гегель вводит и исследует здесь такие понятия, как тождество, различие (разделяемое на разность, противоположность, противоречие), основание (разделяемое на абсолютное, определенное основание и условие), явление (разделяемое на существование, явление, существенное отношение), действительность (разделяемая на абсолютное, собственно действительность, абсолютно необходимое, абсолютное отношениедробимое на субстанцию, причину, взаимодействие). Для анализа соотношения категорий сущности Гегель использует формально-логические законы тождества, исключенного третьего, противоречия и в то же время критикует их, если они толкуются как фиксация одностороннего, застывшего тождества.
    Третий раздел учения о сущностисодержательный анализ категорий, которые в истории логики и философии было принято именоватьмодальными”. Его предваряет раскрытие единства внешнего и внутреннего; от царства абстрактных, или формальных, возможностей мысль переходит креальной возможности, а через неек необходимости, которая есть единство реальной возможности и действительности.
    Здесь также имеет место переход от субстанции к субъекту. Категориясубстанцииу Гегеля есть обозначение необходимой, абсолютно безусловной сущности, которая существует через самое себя (causa sui Спинозы). Отпассивной субстанциимысль переходит к понятию ее внутреннего противодействия, когда она выступает как причина, а далеек понятию бесконечного взаимодействия. В дальнейшем свобода провозглашаетсяистиной необходимости”, а в качествеистины субстанциивыступает понятие, которое провозглашаетсяистиной бытия и сущности”.
    УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ. Три главных раздела этого учения — “Субъективность”, “Объективность”, “Идея”. В логике понятий Гегель как будто бы придерживается категориальной последовательности, характерной для формальной логики: от понятия (в более частном смысле), разделяемого на всеобщие, частные (особенные) и единичные, он переходит к суждениям (суждения наличного бытия, т. е. утвердительные и отрицательные суждения; “суждения рефлексии”, или количества, т. е. единичные, особые, всеобщие; суждения необходимости, т, е. категорические, гипотетические и разделительные суждения; суждения понятия, или суждения модальности, т. е. ассерторические, проблематические и аподиктические), затемк умозаключениям. Но все этоскорее внешняя канва диалектико-логической работы, основывающейся на онтологизации понятий и форм мысли (“все есть умозаключение”).
    Основной смысл учения о понятии состоит в следующем. Если формальную логику интересует лишь форма сужденияS есть P”, и вовсе не интересует, действительно ли S есть Р, то содержательная диалектическая логика проверяет наистинностьэтоесть”. “Ни понятие, ни суждение не находятся только в нашей голове и не образуются лишь нами. Понятие есть то, что живет в самих вещах, то, благодаря чему они суть то, что они суть, и понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие” (Энциклопедия философских наук, т. 1,с.351-352).
    РазделОбъективность”, который делится на категориальные сферыМеханизм”, “Химизм”, “Телеология”, имеет своим предметом анализ трех основных типов вычленения объектов обычным человеческим познанием и наукой. Подмеханизмом” (неверно отождествляемым с механикой и механицизмом) понимаются первоначальные приемы выделения объектов ивнешниеприемы овладения ими (напр., “механизмхарактерен для социальной сферы, когда отношения между гражданами-индивидами и правительством понимаются чисто формально). “Химизм” — “первое отрицание безразличной объективности и внешней определенности” (Наука логики, т. 3, с. 182) ителеологизм” (илиорганизм”) — стадии более высокого, болеевнутреннегоотношения мысли к объекту. Последний разделНауки логики” — “Идея” (в свою очередь разделяемая натри подраздела — “Жизнь”, “Идея познания”, “Абсолютная идея”) — резюмирует те принципы метода, о которых речь шла вначале.
    Лит.: Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля кНауке логики”. М., 1984; Μαι-χ W. Hegels Theorie logischer Vermittlung: Kritik der dialektischen Rekonstruktion.— “Wissenschaft der Logik”. Stuttg., 1972; DüsingK. Das Problem der Subjektivität in Hegels Logik. Bonn, 1976; Theunissen M. Sein und Schein. Die kritische Funktion der Hegeischen Logik. Fr./M., 1978; Die Wissenschaft der Logik und die Logik der Reflexion: Hegel-Tagung Chantilly. 1971. Bonn, 1978; JareykG. Systeme et liberté dans la logique de Hegel. P., 1980. См. также лит. к ст. Гегель.
    Н. В. Мотрошилова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "“НАУКА ЛОГИКИ”" в других словарях:

  • Наука Логики — (Wissenschaft der Logik)  наиболее трудная для понимания работа Гегеля, которая представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли (Абсолютная идея). Если философия духа и философия природы изображают движение… …   Википедия

  • Наука логики — (Wissenschaft der Logik)  наиболее трудная для понимания работа Гегеля, которая представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли (Абсолютная идея). Если философия духа и философия природы изображают движение… …   Википедия

  • НАУКА ЛОГИКИ — ’НАУКА ЛОГИКИ’ (‘Wissenschaft der Logik’) центральная работа Гегеля, выдвинувшая логику в качестве основополагающей философской дисциплины и утвердившая логицизм в качестве основной и окончательной системной парадигмы, одержавшей верх над всеми… …   История Философии: Энциклопедия

  • Наука логики —         «НАУКА ЛОГИКИ» («Wissenschaft der Logik») одно из главных сочинений Г.В.Ф. Гегеля. Впервые издано в 1812 1816. По своему содержанию оно созвучно более поздней первой части «Энциклопедии философских наук» с идентичным названием (так… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • «НАУКА ЛОГИКИ» —         т. н. «Большая логика» («Wissenschaft der Logik», 1812 16), осн. произв. Гегеля, где развёрнуто его понимание диалектич. метода. Содержит 3 части: «Учение о бытии», «Учение о сущности», «Учение о понятии». В 1831 Гегель начал подготовку 2 …   Философская энциклопедия

  • Наука логики (Гегель) — Наука логики Wissenschaft der Logik Автор: Георг Вильгельм Фридрих Гегель Язык оригинала: немецкий Публикация: 1812 1816 …   Википедия

  • "НАУКА ЛОГИКИ" — (ч. I – 1812; ч. II – 1813 и ч. III – 1816) – соч. Гегеля, в к ром изложено его логич. учение и развит диалектич. метод. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 …   Философская энциклопедия

  • НАУКА ЛОГИКИ — ( Wissenschaft der Logik ) центральная работа Гегеля, выдвинувшая логику в качестве основополагающей философской дисциплины и утвердившая логицизм в качестве основной и окончательной системной парадигмы, одержавшей верх над всеми ранее… …   История Философии: Энциклопедия

  • НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим …   Философская энциклопедия

  • наука —         НАУКА особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности.         Как …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8725/%E2%80%9C%D0%9D%D0%90%D0%A3%D0%9A%D0%90 Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»