МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ в наиболее общем плане обозначается как макан (тогде-есть). В этом смысле можно говорить о “месте вещи”, будь то Бог или мир, тело или воля. Бог понимается в каламе либо как присутствующий в любом месте, что истолковывается как управление им каждой вещью, либо как находящийся “вне места” (ла фй макан). Кроме того, вне места некоторыми мутазилитами полагались такие божественные атрибуты, как воля или знание. В мутазилизме выдвинуты два основных понимания места-макан: во-первых, как “предела” вещи, того, что “отделяет” ее от окружающего, и во-вторых, как того, что она “занимает” и где “располагается”. Мутазилиты признавали возможность выхода тела за пределы места-макан мира, но одни считали, что в таком случае и место мира расширится вместе с таким телом, другие утверждали, что тело будет двигаться вне места. В арабоязычном перипатетизме, где пространство ограничено абсолютным телом, задающим в нем “направления” (см. Пространство), движение тела вне мира оказывается логически невозможным.
    Близким к “макан”, но более узким является термин “хаййиз”, обозначающий место, занимаемое телом. Он принят также в качестве специального термина для “естественного места” первоэлемента в арабоязычном перипатетизме и исмаилизме. Однокоренное тахаййуз (“занятие места”) считается признаком тел и субстанций. Кроме того, место понимается как “вместилище” (махалл), чтосвязано с делением всех вещей на “самостоятельные” (ка'им би-нафси-хи) и “несамостоятельные” (ма ла йакум би-нафси-хи), при этом вторые должны “внедряться” (халла) в первые для того, чтобы существовать; так, тело служит вместилищем для своих акциденций. Близким к понятию место является понятие “положение” (мавди', вад'), трактуемое в духе соответствующей аристотелевской категории.
    А. В. Смирнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ" в других словарях:

  • СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     СВЕТ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, философская… …   Философская энциклопедия

  • ПРОСТРАНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     ПРОСТРАНСТВО В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Как и в понимании времени, в понимании пространства различаются атомистическая и континуалистская концепции. Первая выработана в каламе и принята в суфизме, вторая выдвинута в арабоязычном… …   Философская энциклопедия

  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     ЗНАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто …   Философская энциклопедия

  • ВОЛЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — трактовалась, с одной стороны, в связи с платоновско аристотелевским пониманием души и ее сил, а с другой стороны, с содержанием понятия «намерение» (ниййа), которое разрабатывалось в классической исламской религиозно правовой мысли (фик̣х) и… …   Философская энциклопедия

  • СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. — СВЕТ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного – с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, философская… …   Философская энциклопедия

  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. — ЗНАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто… …   Философская энциклопедия

  • ДВИЖЕНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — выражалось термином «харака». Оно понималось в широком смысле как изменение, а не только как физическое движение, состоящее в перемене места и именуемое также «нак̣ла» или «интик̣а̅л» (перемещение). Что касается понимания физического движения,… …   Философская энциклопедия

  • ДОБРОДЕТЕЛЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — связывается, с одной стороны, с комплексом представлений, унаследованных от античности и выраженных прежде всего перипатетизмом и неоплатонизмом, а с другой – с развитыми в религиозно правовой и этической мысли ислама представлениями о… …   Философская энциклопедия

  • АКЦИДЕНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — выражается терминами «‘арад̣», «‘арид̣» и, как правило, противопоставляется субстанции (джавхар) или телу (джисм).     В мутазилизме акциденция логически вторична в отношении понятия «смысл» (ма‘нан). Некоторые мутазилигы считали такие «смыслы»… …   Философская энциклопедия

  • ДУША В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — выражается термином «нафс». В классический период выделяются две линии трактовки души: одна сближает ее с понятием «зат» (самость, см. Сущность), с дальнейшим отождествлением самости с «я» (’ана) и «явленностью» (з̣ухур), с чем связано понимание… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»