ОБРАЗ МЫСЛЕННЫЙ

ОБРАЗ МЫСЛЕННЫЙ
ОБРАЗ МЫСЛЕННЫЙ
— формат перцептивной мысленной репрезентации когнитивной информации об объектах и событиях, отсутствующих в поле восприятия. Люди, как и многие животные, воспринимают окружающий мир не только с какой-то фиксированной позиции, но и в процессе движения (локомоции). Процесс восприятия, смена следующих друг за другом фаз перцептивного цикла происходит очень быстро, букв. за доли секунды. Акт локомоции порождает резкое увеличение информации, для обработки которой требуется дополнительное время. А это неизбежно влечет за собой «остановку» процесса восприятия (или его отсрочку), во время которой могут возникать образы. О.м. складывается в результате извлечения из непрерывного перцептивного цикла структурно организованных информационных паттернов, которые способны предвосхищать события, места, объекты, отсутствующие в поле восприятия в данный момент времени, т.е. представляют собой также и своего рода план извлечения информации из потенциально доступного окружения. С когнитивно-информационной т.зр. возникновение образа можно рассматривать как результат отказа от избыточной информации путем образования «суперзнаков». Способность когнитивной системы к созданию образов для текущих задач обеспечило живым существам весьма существенные адаптивные преимущества. Это обусловило дальнейшую эволюцию генетически контролируемых когнитивных механизмов, ответственных за создание внутренних мысленных репрезентаций в формате образов, и связанных с ними когнитивных подсистем (памяти, распознавания образов и т.д.). Когнитивная система регулярно сохраняет и такие образы, стереотипы и т.п., которые лишены нужной информации и совершенно неадекватны изменившейся ситуации или тому, что нужно делать. В частности, для увеличения адаптиро-ванности когнитивной системы потребовалось постоянное пополнение репертуара выделенных перцептивных образцов, прототипов, сценариев и т.д. и их корректировка.
Психологи уже давно подметили, что наши О.м. (впечатления) следуют определенным стереотипам, сценариям. Большая часть нашего поведенческого репертуара (особенно в повседневной жизни) также ритуализирована и соответствует простым сценариям — инструкциям, схемам, которые фиксируют порядок (последовательность) действий и взаимоотношения между участниками событий. В структурах человеческой памяти постоянно накапливаются и сохраняются не только отдельные образы и их организованные комплексы, но и единицы знания типа прототипов, стереотипов и сценариев, которые позволяют распознавать, толковать и предсказывать текущие события, а также вспоминать события прошлого.
О.м. о прошлом событии обычно сопровождается субъективным ощущением его богатства, полноты, наличия самых подробных деталей и максимальной приближенности к оригиналу. Однако, как свидетельствуют экспериментальные исследования показаний свидетелей преступлений, это ощущение нередко ошибочно — при всей видимой яркости картины образ может быть весьма неполным и неточным. И это неудивительно, т.к. образ и образное мышление тесно связаны с процессами восприятия, а эти процессы в основном направляются неосознаваемыми генетическими механизмами. Мы также не в состоянии существенно влиять на переработку когнитивной информации в сенсорной памяти. В специфических случаях, напр., при гипнозе, галлюцинациях, при подавлении по Фрейду, когда защитные механизмы блокируют доступ к сознанию эмоционально негативной информации, люди могут вообще не воспринимать даже отчетливо видимые объекты. О.м. — это не картинки и не реалистические предвидения, они нередко символизируют подсознательные и бессознательные желания и в значительной мере зависят от неосознаваемых стереотипов, сценариев, перцептивных образцов и т.п.
О.м. полностью реализуется в настоящем и является завершенным психическим актом, включающим в себя репрезентацию пространственных и временных «меток», т.е. пространственно-временных условий, при которых соответствующие события и объекты воспринимались и с которыми они оказались интегрированными в силу специфики процессов восприятия. Эти «метки» играют важную роль в функционировании долговременной памяти. Пространственно-образное мышление живых существ предполагает манипулирование образами и элементами образов, их преобразование, которое направляется соответствующими стратегиями. Но только у человека О.м. взаимодействуют с пропозициональной информацией, которая отвечает задачам выведения следствий и межличностного общения. Открытие межполушарной церебральной асимметрии и двух когнитивных типов мышления позволило когнитивным психологам выдвинуть гипотезу двойного кодирования, которая предполагает наличие у человека двух систем кодирования, двух способов внутренней репрезентации когнитивной информации и ее хранения в памяти — невербального образного процесса и вербального процесса символизации. Образный и вербальный коды в процессе обработки когнитивной информации могут перекрываться и попеременно подключаться с большим акцентом на одном или другом. Эта гипотеза нашла убедительное подтверждение в психологических и неврологических исследованиях, в частности, в клинических наблюдениях А.Р. Лурии (1976). Она, напр., позволяет объяснить, почему мы обладаем способностью оперировать О.м., используя слова и предложения, а также создавать новые образы и даже выводить следствия.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ОБРАЗ МЫСЛЕННЫЙ" в других словарях:

  • Мысленный образ — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия

  • ОБРАЗ —         в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувств. ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления понятия, суждения и умозаключения. О. объективен по своему источнику… …   Философская энциклопедия

  • Образ — Образ: В Викисловаре есть статья «образ» Образ  визуальный образ, зрительный образ, изображение. Художес …   Википедия

  • Образ (значения) — Образ объекта в философии и теории информации воспроизведение объекта, информация о нём или его описание, структурно сходное, но не совпадающее с ним, в частности: идеальная форма отражения материальных предметов в сознании. Образ в психологии… …   Википедия

  • МЫСЛЕННЫЙ — МЫСЛЕННЫЙ, мысленная, мысленное (книжн.). Воображаемый, представляемый в мыслях. Мысленный образ. || Существующий в мыслях, но не высказанный. Мысленное пожелание. «Покачивал головой в такт песни, которую напевал мысленно (нареч.).» Чехов.… …   Толковый словарь Ушакова

  • образ —         ОБРАЗ результат преобразования объекта в сознании человека, способ осмысления действительности; понятие, являющееся неотъемлемым компонентом психологического, философского, социологического и эстетического дискурсов. Соответственно… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • МЫСЛЕННЫЙ — МЫСЛЕННЫЙ, ая, ое. 1. см. мысль. 2. Воображаемый, существующий в мыслях. М. образ. Мысленное пожелание. Мысленно (нареч.) осуждать. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОБРАЗ — англ. picture /image; нем. Muster. 1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий к. л. объект. 2. Целостное, но неполное представление к. л. объекта или класса объектов. 3. В психологии идеальный продукт псих, деятельности, к рый… …   Энциклопедия социологии

  • ОБРАЗ — – субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, др. людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие «О.» используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Мысленный образ — – «картинка» в голове, мысленное конкретное явление – как воспроизведение виденного или иначе воспринятого явления внешней действительности или невоспроизведенного характера (от собственных фантазий). Ср. эйдетизм, воображение. * * * образ… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»