“Исследование о принципах морали”

“Исследование о принципах морали”
“Исследование о принципах морали”
    “ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ” (An Enquiry Concerning the Principles of Morals (L., 1751; рус. пер. 1966)) — произведение Д. Юма; представляет собой новую редакцию третьей книги “Трактата о человеческой природе” (1739).
    Основная тема произведения — соотношение разума и чувства в морали. В центре внимания Юма оказывается также вопрос о приоритете в познании моральных принципов логической аргументации или особого внутреннего ощущения, рассуждений или чувств. Кроме того, рассматривается вопрос: всякому ли одаренному рассудком существу присущи общие принципы морали? Юм в целом исходит из посылки, что разум и чувства сопутствуют друг другу в моральных выводах и определениях, однако роль их различна.
    Анализ этических понятий Юм начинает с социальных добродетелей — благожелательности и справедливости. Он полагает, что правила воздаяния по справедливости зависят от условий, в которых находятся люди, и обязаны своим происхождением той пользе, которая имеет место в случае их соблюдения. Справедливость как таковая полезна обществу, и этим объясняется, по Юму, ее ценность и нравственная обязательность. Таким образом, польза рассматривается как главный источник справедливости. В прямом соответствии с пользой находится и нравственный долг. Вместе с тем польза является и источником морального чувства, присущего каждому человеку. Польза, будучи связана с реальным интересом, приятна и вызывает наше одобрение. Но в целом ни одно моральное качество не является абсолютно заслуживающим порицания или похвалы, ибо все зависит от степени наличия такого качества. Признаком добродетели является середина (умеренность), определяемая полезностью. Своими рассуждениями о роли пользы в морали Юм предвосхищает доктрину утилитаризма, получившую оформление в кон. 17 — нач. 19 в. Хотя себялюбие и является “могущественным принципом человеческой природы”, моральное чувство нельзя, по Юму, объяснить, исходя только из эгоистического принципа. Интерес каждого индивида тесно связан с интересом общества, а эгоистические и социальные чувства на самом деле не слишком противостоят друг другу. В межчеловеческих отношениях альтруизм в основном перевешивает эгоизм. Утилитаристская тенденция в “Исследовании о принципах морали” носит достаточно умеренный характер. Нам, отмечает Юм, присущи человеколюбие и симпатия, которые суть принципы человеческой природы, не требующие специального объяснения (т. е. поиска их причин), ибо они сами служат основой объяснения тех или иных этических качеств. Приятное чувство симпатии связано с идеей счастья (личного или других людей), которой мы обладаем. Понятие морали, таким образом, предполагает некоторое общее всему человечеству чувство. которое Юм предпочитает называть благожелательностью (benevolence).
    Одного разума, констатирует Юм, недостаточно для нравственного осуждения или одобрения. Разум лишь судит о фактах и отношениях, осведомляет нас о тенденциях поступков, но не способен выявить, какие из них полезны и выгодны. Подлинный мотив действия и воления — вкус, лежащий в основе счастья и страдания. Поэтому нравственность, согласно Юму, определяется чувством. Добродетелью же является то, что доставляет приятное чувство одобрения, а пороком — то, что доставляет неприятное чувство, страдание. При этом Юм признает, что невозможно дать строгое определение основным этическим понятиям.
    Этическое учение Юма характеризуется эмпиризмом, неприятием религиозного обоснования морали и ее психологизацией. Его этические взгляды получили развитие в теории “симпатии” А. Смита, в утилитаризме И. Бентама, Дж. Стюарта Милля и Дж. Милля, а также в аналитической метаэтике 20 в.
    Лит.: Виноградов Н. Д. Философия Давида Юма, ч. II. Этика Давида Юма в связи с важнейшими направлениями британской морали XVII-XVIII вв. М., 1911; Ayer A. J. Hume. Oxf., 1980; Basson A. H. David Hume. Harmondsworth, 1958; Norton D. F. David Hume: Commonsense Moralist, Sceptical Metaphisician. Princeton, 1982.
    A. Φ. Грязнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "“Исследование о принципах морали”" в других словарях:

  • «ИССЛЕДОВАНИЕ О ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ» — (An Enquiry Concerning the Principles of Morals (L., 1751; рус. пер. 1966)) – произведение Д.Юма; представляет собой новую редакцию третьей книги «Трактата о человеческой природе» (1739).     Основная тема произведения – соотношение разума и… …   Философская энциклопедия

  • Философия морали — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области …   Википедия

  • ЮМ — (Hume) Дэвид (1711 1776) шотл. философ, историк, экономист, эссеист. Его основное филос. соч. «Трактат о человеческой природе» (1740) вызвало поначалу довольно вялую реакцию. Именно негативное отношение к «Трактату» клерикальных кругов и… …   Философская энциклопедия

  • ЮМ Дейвид — (Hume, David) ДЭВИД ЮМ (1711 1776), шотландский философ, историк, экономист и литератор. Родился в Эдинбурге 7 мая 1711. Его отец, Джозеф Юм, был адвокатом и принадлежал к древнему дому Хьюмов; поместье Найнвелс, примыкающее к селению Чернсайд… …   Энциклопедия Кольера

  • ЮМ Дейвид — (1711 76) шотландский философ, историк, экономист. В Трактате о человеческой природе (1739 40) развил Учение о чувственном опыте (источнике знаний) как потоке впечатлений , причины которых непостижимы. Проблему отношения бытия и духа считал… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Юм Дэвид — (Hume) (1711 1776), английский философ, историк, экономист. В «Трактате о человеческой природе» (тт. 1 3, 1739 40) в русле идущего от Д. Локка направления английского эмпиризма развил учение о чувственном опыте как единственном источнике знания.… …   Энциклопедический словарь

  • ЮМ — Дэвид Юм (1711 1776) крупнейший английский философ, историк, экономист и публицист. Родился в шотландской дворянской семье, в Эдинбурге. Получил ирокое юридическое образование в Эдинбургском университете. Основные философские труды: Трактат о… …   Энциклопедия социологии

  • Юм Дэвид — (1711 1776) крупнейший английский философ, историк, экономист и публицист. Родился в шотландской дворянской семье, в Эдинбурге. Получил широкое юридическое образование в Эдинбургском университете. Основные философские труды: «Трактат о… …   Великие философы: учебный словарь-справочник

  • ЮМ — (Hume) Дэвид (1711 1776) британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения. Сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма. Один из предтечей позитивизма. Основные философские сочинения: ‘Трактат о человеческой… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЮМ — (Hume) Дэвид (1711 1776) британский дипломат, историк, философ, публицист эпохи Просвещения. Сформулировал главные принципы новоевропейского агностицизма. Один из предтечей позитивизма. Основные философские сочинения: «Трактат о человеческой… …   Новейший философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»