ИНДРИИ

ИНДРИИ
ИНДРИИ
    ИНДРИИ (санскр. indriya — сила, могущество) — общеиндийский термин, обозначающий внементальные способности индивида, нередко смешиваемые в текстах с соответствующими органами как локализациями этих способностей. В буддизме 5 способностей восприятия — зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная — вместе с мыслительной (мание) образуют группу 6 индрий, которая вместе с соотвествующими объектами дает 12 аятан и вместе с ними и шестью “сознаниями” — 18 дхату. По “Дхаммасангани” каждая из индрий происходит из 4 материальных элементов (бхуты), “реагирует” на них и является “базой” чувств и желаний (11.3.1). В ряде абхидхармических текстов индрий включаются в группу 22 витально-психическо-ментальных способностей. Индрий определяются как преходящие, “зависимо возникающие”, приносящие страдание и непричастные “я” (поняв это, обретают мир). В санкхье в индрий включаются также моторные способности — артикуляция, манипуляция, передвижение, испражнение и размножение, образующие с индриями восприятия группу 10 индрий. Манас имеет здесь более сложный, чем у буддистов, статус: признается, чтоу него “природа” обеих групп индрий, но вместе с тем он включается в более высокую иерархию “внутреннего инструментария” (антахкарана). По “Санкхья-карике” он вместе с 10 индриями происходит от аханкары (ст. 25). Эта позиция оспаривается в ньяйе и вайшешике, где обсуждается вопрос, происходят ли все индрий восприятия от одного только материального элемента земли или каждая от соответствующей ее объектам стихии: слух от пространства, осязание от ветра, зрение от огня, вкус от воды, обоняние от земли. Найяики отстаивали идею, что индрия зрения, несмотря на свое “земляное” происхождение, контактирует со своими объектами через некий ненаблюдаемый, но постулируемый зрительный луч. “Конституция” индрий определяется кармой, и они являются инструментами бытийно отличного от них Атмана (Ньяя-сутры III.39). Найяики обсуждали также проблему: нельзя ли считать, чтореально индрия всего одна в различных модификациях?
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "ИНДРИИ" в других словарях:

  • ГУНЫ — (санскр. guna «нити», «пряди», «свойства») одно из основополагающих понятий философии санкхьи, практически непереводимое на европейские языки. Три Г. саттва, раджас и тамас это ноуменальные, «атомарные» (несводимые к др.) состояния сущего,… …   Философская энциклопедия

  • АТМАН — (санскр. atman сам себя; тело; сущность, душа, дух, мировой дух) кардинальное понятие инд. мысли, означающее безначальное и непреходящее, «субстанциональное» духовное начало индивида, онтологически внеположенное его телу и всей психоментальной… …   Философская энциклопедия

  • Вибханга — Палийский канон     Виная питака         …   Википедия

  • Вессели Иосиф — (Wessely, родился 6 го марта 1814 г.) австрийский лесовод. По окончании курса наук в техническом отделении Венской политехнической школы и посещения лекций в Венском университете и Мариабрунской лесной школе, занимал разные должности по лесному… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Фербер — (Johann Jacob Ferber; 1743 90) известный шведский минералог и знаток горного дела. Первоначальное образование получил в карлскронской городской школе, затем поступил в Упсальский унив., где работал под руководством Валлериуса, Кронштедта и Линнея …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ВЕДЫ — (санскр. veda, знание ), древнеиндийские сакральные тексты, включающие: 1) собрания самхиты священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты брахманы истолкования значения обрядовых действий, а также… …   Энциклопедия Кольера

  • МАНАС —         (ум, рассудок) в ньяя вайшешике это вечная атомарная вещь (дравья), орган (индрия) Атмана. Существованием его объясняется наличие в каждый момент лишь одного содержания сознания. М. у каждого индивидуального духа один; гл. его функция… …   Словарь индуизма

  • ВЕДЫ — (санскр. veda знание) обозначение сакральной и начальной текстовой традиции инд. культуры, включающей: 1) собрание священных гимнов, жреческих и магических формул (мантры); 2) экзегетические тексты Брахман («истолкование Брахмана» значения… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • САНКХЬЯ —         (санскр., букв. число, перечисление, расчёт), одна из шести др. инд. ортодоксальных (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»