- ЖАН ИЗ ЖАНДЕНА
- ЖАН ИЗ ЖАНДЕНА
-
ЖАН ИЗ ЖАНДEНА (Jean de Jandun, Johannes de Janduno, Genduno) [1285/86, Жанден, Шампань— 31 августа 1328, Тоди, Умбрия] — французский аристотелик. К 1310 магистр логико-философских наук (artes) в Париже, с 1315 проф. Наваррской коллегии. В 1326—27 буллами Иоанна XXII отлучен как еретик и ересиарх за упорство в требовании отказа церкви от мирской власти вместе со своим учителем Марсилием Падуанским. Нашел защиту у Людовика IV Баварского, сопровождал его в итальянском походе 1327—28, был назначен им епископом Феррары (1 мая 1328) и секретарем-советником двора.Труды Жана из Жандена имеют форму комментариев и вопросов (questiones) к логике, психологии, физике, метафизике, космологии Аристотеля и Аверроэса (Ибн Рушда). Осужденный церковным судом, он автоматически получил ярлык аверроиста, отрицателя бессмертия отдельной души, сторонника “двойной истины”. Но отделимость души от тела согласуется у него с общей тенденцией францисканского августинианства и не исключает индивидуальности интеллекта: тезис Ибн Рущда о единстве всечеловеческого интеллекта (монопсихизм) Жан толкует в тривиальном смысле недостижимости полноты знания (напр., овладения всей философией) для частного ума. Концепция “действующего чувства” (sensus agens) как активного начала эмоционально-когнитивной души, опережающего конкретные ощущения, тоже совпадает с представлением Августина. Жан критиковал Фому Аквшского за подлаживание философии к католическому вероучению и настаивал на неизбежности скачка от научных положений к религиозным догматам, напр., от вечности вещества вселенной к вере в сотворение мира из ничего. “Если кто сумеет доказать это (творение из ничего) в согласии с философскими началами, пусть радуется, ничего не имею против, скажу лишь, что это выше моей способности понимания”. В подобных замечаниях Жильсон видел насмешку над верой; по мнению других, Жан повторяет здесь общее место схоластики о невыводимости догматов веры. Его сочинения десятки раз издавались в Венеции между 1473 и 1589. Продолжателем Жана из Жандена стал Ж. Еуридан. Чезаре Кремонини и другие итальянские аристотелики пользовались комментариями Жана в 17 в.Лит.; MacCIintock S. Perversity and error: Studies on the “Averroist” John fJandun. Bloomington, 1956.В. В. Бибихин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.