- ДХАРМАГУПТАКА
- ДХАРМАГУПТАКА
-
ДХАРМАГУПТАКА (санскр. dharmaguptaka—защищенные дхармой} — ответвление буддийской школы вибхаджьявада, распространявшееся в различных частях Индии и прилежащих регионах. Основные источники по воззрениям дхармагуптаки — “Махавибхаша” (1—2 вв.) и другие тексты сарвастивадинов, ей приписывается также, по крайней мере частично, древний абхидхармический трактат “Шарипутрабхидхарма-шастра”. Серьезное расхождение разделило дхармагуптаку с близкородственной ей михишасакой: вопреки последней, считавшей, чтоБудда принадлежит монашеской общине (сангха), а потому дары общине также приносят “заслугу” (пунья), дхармагуптака настаивала на том, что Будда “трансцендентен” общине, а потому реальную “заслугу” дает только дар Будде. Другой пункт расхождения был связан с идеей дхармагуптаков о том, что боги также могут культивировать аскезу, в т. ч. половое воздержание (брахмачарья), в чем их оппоненты небожителям отказывали. Зато они были с ними солидарны по вопросу о небуддийских подвижниках (тиртхики): выступая против широких взглядов сарвастивадинов и ватсипутриев, полагавших, чтонебуддисты при больших стараниях могут достичь телепатии, памяти о прежних рождениях и т. п., дхармагуптаки считали, что для этого надо следовать буддийскому “восьмеричному пути”. В контроверсиях по собственно философским проблемам дхармагуп таки солидаризировались с вибхаджьвадинами, считая “силы” отдельным дхармическим началом; вместе с ними, а также с махасангхиками и тхеравадинами отвергали “промежуточное состояние” в реинкарнации; с махасангхиками допускали субтильную материю наряду с основными группами скандх. В отличие от вибхаджьявадинов, дхармагуптаки более осторожно говорили о необусловленности дхарм: только “угасание” не обусловлено, тогда как рождение, существование и разрушение являются обусловленными (samsKrta).В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.