ДХАРМАГУПТАКА

ДХАРМАГУПТАКА
ДХАРМАГУПТАКА
    ДХАРМАГУПТАКА (санскр. dharmaguptaka—защищенные дхармой} — ответвление буддийской школы вибхаджьявада, распространявшееся в различных частях Индии и прилежащих регионах. Основные источники по воззрениям дхармагуптаки — “Махавибхаша” (1—2 вв.) и другие тексты сарвастивадинов, ей приписывается также, по крайней мере частично, древний абхидхармический трактат “Шарипутрабхидхарма-шастра”. Серьезное расхождение разделило дхармагуптаку с близкородственной ей михишасакой: вопреки последней, считавшей, чтоБудда принадлежит монашеской общине (сангха), а потому дары общине также приносят “заслугу” (пунья), дхармагуптака настаивала на том, что Будда “трансцендентен” общине, а потому реальную “заслугу” дает только дар Будде. Другой пункт расхождения был связан с идеей дхармагуптаков о том, что боги также могут культивировать аскезу, в т. ч. половое воздержание (брахмачарья), в чем их оппоненты небожителям отказывали. Зато они были с ними солидарны по вопросу о небуддийских подвижниках (тиртхики): выступая против широких взглядов сарвастивадинов и ватсипутриев, полагавших, чтонебуддисты при больших стараниях могут достичь телепатии, памяти о прежних рождениях и т. п., дхармагуптаки считали, что для этого надо следовать буддийскому “восьмеричному пути”. В контроверсиях по собственно философским проблемам дхармагуп таки солидаризировались с вибхаджьвадинами, считая “силы” отдельным дхармическим началом; вместе с ними, а также с махасангхиками и тхеравадинами отвергали “промежуточное состояние” в реинкарнации; с махасангхиками допускали субтильную материю наряду с основными группами скандх. В отличие от вибхаджьявадинов, дхармагуптаки более осторожно говорили о необусловленности дхарм: только “угасание” не обусловлено, тогда как рождение, существование и разрушение являются обусловленными (samsKrta).
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ДХАРМАГУПТАКА" в других словарях:

  • Дхармагуптака — Ранний буддизм Письменные источники Палийский канон …   Википедия

  • дхармагуптака — (санскр., в будд. традиции «те, к рые защищают дхарму», дхармагупта «те, к рых защищает дхарма») подшкола махищасаки, возникшая в результате раскола материнской школы ок. 210 до н. э. Причиной раскола школы махищасака явились разногласия между… …   Буддизм

  • ДХАРМАГУПТАКА — [санскр. последователи Дхармагупты, или защищающие дхарму], ответвление буддийской школы махишасаки, одной из 3 основных школьных ветвей традиц. буддизма (наряду со стхавиравадой и махасангхикой). Раскол произошел в кон. III в. до Р. Х. и… …   Православная энциклопедия

  • Школы буддизма — Хронология развития и распространения буддийских школ ( 450 год до н. э. – 1300 год н. э.) …   Википедия

  • Махишасака — Ранний буддизм Письменные источники Палийский канон …   Википедия

  • Агамы (буддизм) — Ранний буддизм Письменные источники Палийский канон …   Википедия

  • История буддизма — Буддизм …   Википедия

  • Риссю — Сюда перенаправляется запрос «Люй цзун». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

  • Вибхаджьявада — Ранний буддизм Письменные источники Палийский канон …   Википедия

  • Рис-сю — храм Тосёдай дзи в Нара Риссю (яп. 律宗) школа Винаи, одна из шести ранних буддийских школ Японии, принадлежащая направлению Дхармагуптаки, возникла из одноимённой китайской школы Люй цзун. Школа Риссю была основана слепым китайским монахом… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»